Оптимизация дебиторской задолженности с помощью векселей

Один из основных вопросов, который приходится решать при правовом сопровождении оптовой торговли – это построение оптимальной схемы работы с просроченной дебиторской задолженностью. В небольших торговых компаниях просрочки платежей случаются от случая к случаю. Соответственно, и меры по их урегулированию принимаются ad hoc. В крупных же компаниях, где количество сделок велико, а степень неформального общения с покупателями сведена к минимуму, некоторое количество просрочек платежей становится почти постоянной статистической величиной. Подача исковых заявлений в суд оказывается слишком громоздким способом реагирования на каждую просрочку. Она требует сбора всех необходимых бухгалтерских документов, получение справок и выписок банков, подготовку текста заявления, оплату судебных издержек, рассылку копий заявлений ответчикам, направление заявлений в соответствующий суд по подсудности. Во многих случаях все это оказывается лишней работой, поскольку еще до начала производства по делу задолженность все же погашается. В этом случае появляются дополнительные заботы по возврату оплаченной госпошлины. Чтобы этого избежать, торговые компании зачастую стараются урегулировать задолженность внесудебными методами и это отнимает несколько месяцев. Их недобросовестные покупатели, в свою очередь, часто используют это время, чтобы как можно дольше использовать полученный товарный кредит.

Подробнее: Оптимизация дебиторской задолженности с помощью векселей

Юридическая оценка безопасности предоставления товарных кредитов

Как бы досконально не был продуман договор о поставке товаров на условиях отсрочки платежа, как бы быстро не был проведен судебный процесс по взысканию задолженности с контрагента, не оплатившего товар, все это отнюдь не гарантирует реальное взыскание денежных средств, если у должника нет активов, на которые можно было бы обратить взыскание.
Поэтому перед принятием решения о предоставлении товарного кредита необходимо провести тщательную проверку контрагента. Такая проверка состоит, как правило,  из двух составляющих:

Подробнее: Юридическая оценка безопасности предоставления товарных кредитов

Что нужно знать грузоотправителю о юридических аспектах грузовых автоперевозок

(Опубликовано в «Юридическая практика», №41 (511) от 09/10/07)

Все возможности спутникового GPS мониторинга от производителя оборудования GPS мониторинга

Все возможности спутникового контроля транспорта от производителя оборудования GPS контроля транспорта

Вверяя груз транспортной компании, грузоотправитель должен обеспечить себя юридическими гарантиями его своевременной доставки без повреждений и утраты. В конечном счете, критерий наличия таких гарантий – хорошая судебная перспектива взыскания убытков с перевозчиков или экспедиторских компаний. Чтобы этого добиться, грузоотправителям необходимо принять во внимание следующее:

Перевозка или экспедирование?

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каким договором будет оформлено сотрудничество с исполнителем транспортных услуг. Особого внимания требует ситуация, когда транспортная организация предлагает заключить не договор перевозки груза, а договор транспортно-экспедиционного обслуживания. Груз будет  фактически перевезен по любому из этих договоров, но вот объем ответственности транспортной организации в этих случаях может существенно различаться.

Подробнее: Что нужно знать грузоотправителю о юридических аспектах грузовых автоперевозок

Аудит кадрового делопроизводства

РА "Департамент ресурсов" и Анатолий Федоров (адвокат, г. Одесса) разработали совместную программу "Аудит кадрового делопроизводства", предназначенную для юридических лиц и предпринимателей.

Кадровое делопроизводство ? достаточно сложная система, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения принципов кадрового менеджмента. Вместе с тем, трудовое законодательство остается относительно стабильным по сравнению с другими отраслями законодательства. Поэтому для предприятий малого и среднего бизнеса достаточно всего лишь однократного проведения аудита кадрового делопроизводства, на основе которого документальное обеспечение работы с кадрами будет "поставлено" на должный уровень.

Постановка кадрового делопроизводства на предприятии предполагает:

  • приведение кадровой политики предприятия в соответствие с действующим законодательством;
  • подготовку проектов кадровых документов, а также восстановление кадровой документации;
  • повышение квалификации сотрудников кадровой службы предприятия;
  • разработку мер на случай проведения на предприятии проверок контролирующими органами;
  • предоставление рекомендаций по рациональной расстановке кадров, разработку должностных инструкций и т.п.

 

Реестры для проверки контрагентов

1. Реестр юридических лиц и предпринимателей.

Поиск проводится по наименованию (имени), а также по коду ЕГРПОУ или идентификационному номеру (регистрационному номеру учетной карточки плательщика налогов). Внимание следует обратить на наличие открытых исполнительных производств в отношении найденного лица:

Одновременно можно воспользоваться сервисом Государственной фискальной службы "дізнайся більше про свого бізнес-партнера".

2. Реестр вещных прав на недвижимое имущество.

Для поиска необходимо зарегистрироваться в кабинете электронных сервисов. Для поиска нужен точный адрес либо ФИО + код физического лица (наименование и код юридического лица).

3. Реестр банкротств.

Для поиска необходимо ввести номер и дату государственной регистрации лица в реестре юридических лиц и предпринмателей:

4. Информация об открытых судебных производствах.

Поиск удобно провести по наименованию лица. Если результатов оказалось слишком много, можно сузить регион поиска:

5. Реестр судебный решений позволяет отыскать информацию о делах, в которых участвовали юридические лица. Имена физических лиц, как правило, скрываются в этом реестре. Хотя бывают и исключения. Здесь можно прочесть о том, как провести более тонкий поиск в этом реестре.

6. В едином лицензионном реестре можно проверить наличие лицензии (например, на перевозку опасных грузов).

7. Здесь можно проверить действительность полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспорта (ОСАГО).

8. Реестр собственников транспортных средств требует авторизации через электронную цифровую подпись или банковскую карту. Для оформления запроса нужно знать идентификационный номер или ФИО + дату рождения владельца (для физических лиц) либо код ЕГРПОУ юридического лица. Ответ по запросу приходит через некоторое время на e-mail. В настоящее время реестр не работает.

9. Здесь можно проверить, не находится ли транспортное средство в розыске.

 

Как заполнить ТТН (товарно-транспортную накладную): образец и порядок заполнения новой формы ТТН

Наводите курсор на соответствующую графу товарно-транспортной накладной для получения нужной информации.

Обратите внимание, что Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.01.2016 г. № 26, который вступил в силу 18.03.2016 г., ТТН может оформляться без соблюдения формы, приведенной в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине при условии сохранения в ней информации о названии документа, дате и месте его составления, наименовании перевозчика и / или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя, наименовании и количестве груза, его основных характеристиках и признаках, которые предоставляют возможность однозначно идентифицировать этот груз, автомобиля (марка, модель, тип, регистрационный номер), прицеп / полуприцеп (марка, модель, тип, регистрационный номер), пунктов погрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и / или экспедитора. В связи с этим обязательные поля ТТН будут отмечены красным цветом.

 У 4-х примірниках

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНА НАКЛАДНА  

№_________ „___”_____________  20__ р. 

  Форма № 1-ТН

Автомобіль  _______________________ Причіп/напівпричіп _______________________ Вид перевезень ______________________

Автомобільний перевізник ________________________________________________ Водій _________________________________

Замовник ____________________________________________________________________________________________________

Вантажовідправник ____________________________________________________________________________________________

Вантажоодержувач _____________________________________________________________________________________________

Пункт навантаження ____________________________________ Пункт розвантаження _____________________________________

Переадресування вантажу _______________________________________________________________________________________,

відпуск за довіреністю вантажоодержувача: серія ____ № _______ від „_____”______________20___р., виданою _________________

Вантаж наданий для перевезення у стані, що ______________________________________ правилам перевезень відповідних вантажів,

                                                                                           (відповідає/не відповідає)

номер пломби (за наявності) _____________________________________________________________________________________,

кількість місць ____________________,  масою брутто, т__________________, отримав водій/експедитор ______________________

Бухгалтер (відповідальна особа вантажовідправника) _____________________     Відпуск дозволив ____________________________

Усього відпущено на загальну суму ______________________________________, у т.ч. ПДВ ________________________________

Супровідні документи на вантаж __________________________________________________________________________________

Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником: _______________________________________________________

Зворотний бік

ВІДОМОСТІ ПРО ВАНТАЖ

№ з/п

Найменування вантажу (номер контейнера), у разі перевезення небезпечних вантажів: клас небезпечних речовин, до якого віднесено вантаж

Одиниця виміру

Кількість місць

Ціна без ПДВ за одиницю, грн

Загальна сума з ПДВ, грн

Вид пакування

Документи з вантажем

Маса брутто, т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всього:

 

 

 

 

 

 

 

  

Здав (відповідальна особа

вантажовідправника)

__________________________

(П.І.Б., посада, підпис, печатка)

Прийняв

водій/експедитор

______________________

(П.І.Б., посада, підпис)

Здав

водій/експедитор

__________________________

(П.І.Б., посада, підпис)

Прийняв (відповідальна особа

вантажоодержувача)

___________________________

(П.І.Б., посада, підпис, печатка)

ВАНТАЖНО-РОЗВАНТАЖУВАЛЬНІ ОПЕРАЦІЇ

Операція

Маса брутто, т

Час (год., хв.)

Підпис відповідальної особи

прибуття

вибуття

простою

10

11

12

13

14

15

Навантаження

 

 

 

 

 

Розвантаження

 

 

 

 

 

 

Дополнительные графы ТТН

 

Типовая форма ТТН не учитывает целый ряд особенностей рынка автоперевозок в Украине. Эти недостатки могут быть компенсированы введением в ТТН дополнительных граф:

 

  • Зачастую целесообразно дополнительно указать экспедиторскую компанию, которая получает оплату за перевозку.
  • В ТТН необходимо указывать недостатки груза (упаковки, маркировки), несмотря на которые перевозчик все же принимает груз к перевозке.
  • Если груз имеет особенности, влияющие на режим его перевозки, в интересах грузоотправителя указать эти особенности в ТТН для того, чтобы водитель перевозчика был официально с ними ознакомлен.
  • В ТТН желательно заранее предусмотреть специальную графу, в которой отражается факт составления актов в случаях, предусмотренных Правилами перевозки грузов. Это могут быть акты о недостаче груза, акты, свидетельствующие о замене транспортного средства (перегрузке) в процессе перевозки и т. п.

 

 

Штраф в 320 тыс. грн за выплату зарплат в конверте?! ...Теперь давайте разберемся

Уже все знают об этой страшной сумме - 320 тыс. грн. Теперь, когда праздники закончились, а тексты нормативных актов опубликованы, давайте разберемся, что к чему.

 

Борьба с зарплатами в конвертах и неоформленными сотрудниками началась не вчера. Самым грозным за последние несколько лет стал закон от 28.12.2014 г. № 77-VIII. Именно этот закон:

► внес изменения в ст. 24 КЗоТ о том, что работник не может быть допущен к работе без предварительного уведомления налоговых органов и т.п.

► изложил в новой редакции ст. 265 КЗоТ, определяющую систему штрафов за различные нарушения трудового законодательства. Кстати, новый закон “про 320 тысяч” вносит некоторые изменения именно в эту статью.

► внес изменения в ст. 41 КоАП, определяющую административную ответственность должностных лиц предприятий и предпринимателей за “трудовые” нарушения.

► изложил в новой редакции ст. 172 УК, устанавливающую уголовную ответственность за грубое нарушение законодательства о труде.

 

Новый закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII “про 320 тысяч” ничего кардинально нового в эту систему не внес, лишь дополнив ее новыми видами штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ. Теперь эти штрафы выглядят следующим образом:

 

Правонарушение

Санкция

фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

30 МЗП* за 1 работника

оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

30 МЗП за 1 работника

выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов

30 МЗП за 1 работника

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц

3 МЗП

выплата заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, не в полном объеме

3 МЗП

несоблюдение минимальных государственных гарантий по оплате труда

10 МЗП за 1 работника

несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации”

10 МЗП за 1 работника

NEW: недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

3 МЗП

NEW: недопущение к проведению проверки или препятствование ее проведению, если проверка проводится по вопросам:

  • фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

  • оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

  • выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты налогов

100 МЗП

NEW: нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных выше

1 МЗП

 

 ____________________

  *В 2017 г. 1 МЗП = 3 200.00 грн.

 

Таким образом, новый закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII устанавливает ответственность не за выплату зарплат в конверте, а за создание препятствий уполномоченным органам при проведении проверок.

 

Кстати, такими органами являются:

► Государственная инспекция Украины по вопросам труда;

► Органы доходов и сборов;

► А благодаря новому закону  от 06.12.2016 г. № 1774-VIII к этим органам добавились и органы местного самоуправления - по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти. Осуществляя делегированные полномочия эти органы могут выступать с инициативой проведения проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения эти органы вправе проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

 

При этом следует отметить, что ч. 4 ст. 265 КЗоТ не претерпела изменений. Приведенные выше штрафы могут налагаться исключительно Госинспекцией по вопросам труда. Причем, еще один новый закон “о моратории на проверки в 2017 г.” (от 03.11.2016 г. № 1728-VIII) не распространяет свое действие на Госинспекцию по труду и ее территориальные органы.

 

Теперь по поводу моратория. Ранее в Украине действовало целых два моратория на проведение проверок:

► по закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 №71-VIII;

► по закону «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 №4448-VI.

Однако теперь новый закон от 03.11.2016 г. № 1728-VIII действие первого закона ограничил рамками 2015-2016 годов, а действие второго закона приостановил.

Google+