Оптимизация дебиторской задолженности с помощью векселей

Один из основных вопросов, который приходится решать при правовом сопровождении оптовой торговли – это построение оптимальной схемы работы с просроченной дебиторской задолженностью. В небольших торговых компаниях просрочки платежей случаются от случая к случаю. Соответственно, и меры по их урегулированию принимаются ad hoc. В крупных же компаниях, где количество сделок велико, а степень неформального общения с покупателями сведена к минимуму, некоторое количество просрочек платежей становится почти постоянной статистической величиной. Подача исковых заявлений в суд оказывается слишком громоздким способом реагирования на каждую просрочку. Она требует сбора всех необходимых бухгалтерских документов, получение справок и выписок банков, подготовку текста заявления, оплату судебных издержек, рассылку копий заявлений ответчикам, направление заявлений в соответствующий суд по подсудности. Во многих случаях все это оказывается лишней работой, поскольку еще до начала производства по делу задолженность все же погашается. В этом случае появляются дополнительные заботы по возврату оплаченной госпошлины. Чтобы этого избежать, торговые компании зачастую стараются урегулировать задолженность внесудебными методами и это отнимает несколько месяцев. Их недобросовестные покупатели, в свою очередь, часто используют это время, чтобы как можно дольше использовать полученный товарный кредит.

Подробнее: Оптимизация дебиторской задолженности с помощью векселей

Юридическая оценка безопасности предоставления товарных кредитов

Как бы досконально не был продуман договор о поставке товаров на условиях отсрочки платежа, как бы быстро не был проведен судебный процесс по взысканию задолженности с контрагента, не оплатившего товар, все это отнюдь не гарантирует реальное взыскание денежных средств, если у должника нет активов, на которые можно было бы обратить взыскание.
Поэтому перед принятием решения о предоставлении товарного кредита необходимо провести тщательную проверку контрагента. Такая проверка состоит, как правило,  из двух составляющих:

Подробнее: Юридическая оценка безопасности предоставления товарных кредитов

Что нужно знать грузоотправителю о юридических аспектах грузовых автоперевозок

(Опубликовано в «Юридическая практика», №41 (511) от 09/10/07)

Все возможности спутникового GPS мониторинга от производителя оборудования GPS мониторинга

Все возможности спутникового контроля транспорта от производителя оборудования GPS контроля транспорта

Вверяя груз транспортной компании, грузоотправитель должен обеспечить себя юридическими гарантиями его своевременной доставки без повреждений и утраты. В конечном счете, критерий наличия таких гарантий – хорошая судебная перспектива взыскания убытков с перевозчиков или экспедиторских компаний. Чтобы этого добиться, грузоотправителям необходимо принять во внимание следующее:

Перевозка или экспедирование?

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каким договором будет оформлено сотрудничество с исполнителем транспортных услуг. Особого внимания требует ситуация, когда транспортная организация предлагает заключить не договор перевозки груза, а договор транспортно-экспедиционного обслуживания. Груз будет  фактически перевезен по любому из этих договоров, но вот объем ответственности транспортной организации в этих случаях может существенно различаться.

Подробнее: Что нужно знать грузоотправителю о юридических аспектах грузовых автоперевозок

Аудит кадрового делопроизводства

РА "Департамент ресурсов" и Анатолий Федоров (адвокат, г. Одесса) разработали совместную программу "Аудит кадрового делопроизводства", предназначенную для юридических лиц и предпринимателей.

Кадровое делопроизводство ? достаточно сложная система, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения принципов кадрового менеджмента. Вместе с тем, трудовое законодательство остается относительно стабильным по сравнению с другими отраслями законодательства. Поэтому для предприятий малого и среднего бизнеса достаточно всего лишь однократного проведения аудита кадрового делопроизводства, на основе которого документальное обеспечение работы с кадрами будет "поставлено" на должный уровень.

Постановка кадрового делопроизводства на предприятии предполагает:

  • приведение кадровой политики предприятия в соответствие с действующим законодательством;
  • подготовку проектов кадровых документов, а также восстановление кадровой документации;
  • повышение квалификации сотрудников кадровой службы предприятия;
  • разработку мер на случай проведения на предприятии проверок контролирующими органами;
  • предоставление рекомендаций по рациональной расстановке кадров, разработку должностных инструкций и т.п.

 

Реестры для проверки контрагентов

1. Реестр юридических лиц и предпринимателей.

Поиск проводится по наименованию (имени), а также по коду ЕГРПОУ или идентификационному номеру (регистрационному номеру учетной карточки плательщика налогов). Внимание следует обратить на наличие открытых исполнительных производств в отношении найденного лица:

Одновременно можно воспользоваться сервисом Государственной фискальной службы "дізнайся більше про свого бізнес-партнера".

2. Реестр вещных прав на недвижимое имущество.

Для поиска необходимо зарегистрироваться в кабинете электронных сервисов. Для поиска нужен точный адрес либо ФИО + код физического лица (наименование и код юридического лица).

3. Реестр банкротств.

Для поиска необходимо ввести номер и дату государственной регистрации лица в реестре юридических лиц и предпринмателей:

4. Информация об открытых судебных производствах.

Поиск удобно провести по наименованию лица. Если результатов оказалось слишком много, можно сузить регион поиска:

5. Реестр судебный решений позволяет отыскать информацию о делах, в которых участвовали юридические лица. Имена физических лиц, как правило, скрываются в этом реестре. Хотя бывают и исключения. Здесь можно прочесть о том, как провести более тонкий поиск в этом реестре.

6. В едином лицензионном реестре можно проверить наличие лицензии (например, на перевозку опасных грузов).

7. Здесь можно проверить действительность полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспорта (ОСАГО).

8. Реестр собственников транспортных средств требует авторизации через электронную цифровую подпись или банковскую карту. Для оформления запроса нужно знать идентификационный номер или ФИО + дату рождения владельца (для физических лиц) либо код ЕГРПОУ юридического лица. Ответ по запросу приходит через некоторое время на e-mail. В настоящее время реестр не работает.

9. Здесь можно проверить, не находится ли транспортное средство в розыске.

 

Как заполнить ТТН (товарно-транспортную накладную): образец и порядок заполнения новой формы ТТН

Наводите курсор на соответствующую графу товарно-транспортной накладной для получения нужной информации.

Обратите внимание, что Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.01.2016 г. № 26, который вступил в силу 18.03.2016 г., ТТН может оформляться без соблюдения формы, приведенной в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине при условии сохранения в ней информации о названии документа, дате и месте его составления, наименовании перевозчика и / или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя, наименовании и количестве груза, его основных характеристиках и признаках, которые предоставляют возможность однозначно идентифицировать этот груз, автомобиля (марка, модель, тип, регистрационный номер), прицеп / полуприцеп (марка, модель, тип, регистрационный номер), пунктов погрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и / или экспедитора. В связи с этим обязательные поля ТТН будут отмечены красным цветом.

 У 4-х примірниках

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНА НАКЛАДНА  

№_________ „___”_____________  20__ р. 

  Форма № 1-ТН

Автомобіль  _______________________ Причіп/напівпричіп _______________________ Вид перевезень ______________________

Автомобільний перевізник ________________________________________________ Водій _________________________________

Замовник ____________________________________________________________________________________________________

Вантажовідправник ____________________________________________________________________________________________

Вантажоодержувач _____________________________________________________________________________________________

Пункт навантаження ____________________________________ Пункт розвантаження _____________________________________

Переадресування вантажу _______________________________________________________________________________________,

відпуск за довіреністю вантажоодержувача: серія ____ № _______ від „_____”______________20___р., виданою _________________

Вантаж наданий для перевезення у стані, що ______________________________________ правилам перевезень відповідних вантажів,

                                                                                           (відповідає/не відповідає)

номер пломби (за наявності) _____________________________________________________________________________________,

кількість місць ____________________,  масою брутто, т__________________, отримав водій/експедитор ______________________

Бухгалтер (відповідальна особа вантажовідправника) _____________________     Відпуск дозволив ____________________________

Усього відпущено на загальну суму ______________________________________, у т.ч. ПДВ ________________________________

Супровідні документи на вантаж __________________________________________________________________________________

Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником: _______________________________________________________

Зворотний бік

ВІДОМОСТІ ПРО ВАНТАЖ

№ з/п

Найменування вантажу (номер контейнера), у разі перевезення небезпечних вантажів: клас небезпечних речовин, до якого віднесено вантаж

Одиниця виміру

Кількість місць

Ціна без ПДВ за одиницю, грн

Загальна сума з ПДВ, грн

Вид пакування

Документи з вантажем

Маса брутто, т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всього:

 

 

 

 

 

 

 

  

Здав (відповідальна особа

вантажовідправника)

__________________________

(П.І.Б., посада, підпис, печатка)

Прийняв

водій/експедитор

______________________

(П.І.Б., посада, підпис)

Здав

водій/експедитор

__________________________

(П.І.Б., посада, підпис)

Прийняв (відповідальна особа

вантажоодержувача)

___________________________

(П.І.Б., посада, підпис, печатка)

ВАНТАЖНО-РОЗВАНТАЖУВАЛЬНІ ОПЕРАЦІЇ

Операція

Маса брутто, т

Час (год., хв.)

Підпис відповідальної особи

прибуття

вибуття

простою

10

11

12

13

14

15

Навантаження

 

 

 

 

 

Розвантаження

 

 

 

 

 

 

Дополнительные графы ТТН

 

Типовая форма ТТН не учитывает целый ряд особенностей рынка автоперевозок в Украине. Эти недостатки могут быть компенсированы введением в ТТН дополнительных граф:

 

  • Зачастую целесообразно дополнительно указать экспедиторскую компанию, которая получает оплату за перевозку.
  • В ТТН необходимо указывать недостатки груза (упаковки, маркировки), несмотря на которые перевозчик все же принимает груз к перевозке.
  • Если груз имеет особенности, влияющие на режим его перевозки, в интересах грузоотправителя указать эти особенности в ТТН для того, чтобы водитель перевозчика был официально с ними ознакомлен.
  • В ТТН желательно заранее предусмотреть специальную графу, в которой отражается факт составления актов в случаях, предусмотренных Правилами перевозки грузов. Это могут быть акты о недостаче груза, акты, свидетельствующие о замене транспортного средства (перегрузке) в процессе перевозки и т. п.

 

 

Штраф в 320 тыс. грн за выплату зарплат в конверте?! ...Теперь давайте разберемся

Уже все знают об этой страшной сумме - 320 тыс. грн. Теперь, когда праздники закончились, а тексты нормативных актов опубликованы, давайте разберемся, что к чему.

 

Борьба с зарплатами в конвертах и неоформленными сотрудниками началась не вчера. Самым грозным за последние несколько лет стал закон от 28.12.2014 г. № 77-VIII. Именно этот закон:

► внес изменения в ст. 24 КЗоТ о том, что работник не может быть допущен к работе без предварительного уведомления налоговых органов и т.п.

► изложил в новой редакции ст. 265 КЗоТ, определяющую систему штрафов за различные нарушения трудового законодательства. Кстати, новый закон “про 320 тысяч” вносит некоторые изменения именно в эту статью.

► внес изменения в ст. 41 КоАП, определяющую административную ответственность должностных лиц предприятий и предпринимателей за “трудовые” нарушения.

► изложил в новой редакции ст. 172 УК, устанавливающую уголовную ответственность за грубое нарушение законодательства о труде.

 

Новый закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII “про 320 тысяч” ничего кардинально нового в эту систему не внес, лишь дополнив ее новыми видами штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ. Теперь эти штрафы выглядят следующим образом:

 

Правонарушение

Санкция

фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

30 МЗП* за 1 работника

оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

30 МЗП за 1 работника

выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов

30 МЗП за 1 работника

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц

3 МЗП

выплата заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, не в полном объеме

3 МЗП

несоблюдение минимальных государственных гарантий по оплате труда

10 МЗП за 1 работника

несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации”

10 МЗП за 1 работника

NEW: недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

3 МЗП

NEW: недопущение к проведению проверки или препятствование ее проведению, если проверка проводится по вопросам:

  • фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

  • оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

  • выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты налогов

100 МЗП

NEW: нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных выше

1 МЗП

 

 ____________________

  *В 2017 г. 1 МЗП = 3 200.00 грн.

 

Таким образом, новый закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII устанавливает ответственность не за выплату зарплат в конверте, а за создание препятствий уполномоченным органам при проведении проверок.

 

Кстати, такими органами являются:

► Государственная инспекция Украины по вопросам труда;

► Органы доходов и сборов;

► А благодаря новому закону  от 06.12.2016 г. № 1774-VIII к этим органам добавились и органы местного самоуправления - по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти. Осуществляя делегированные полномочия эти органы могут выступать с инициативой проведения проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения эти органы вправе проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

 

При этом следует отметить, что ч. 4 ст. 265 КЗоТ не претерпела изменений. Приведенные выше штрафы могут налагаться исключительно Госинспекцией по вопросам труда. Причем, еще один новый закон “о моратории на проверки в 2017 г.” (от 03.11.2016 г. № 1728-VIII) не распространяет свое действие на Госинспекцию по труду и ее территориальные органы.

 

Теперь по поводу моратория. Ранее в Украине действовало целых два моратория на проведение проверок:

► по закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 №71-VIII;

► по закону «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 №4448-VI.

Однако теперь новый закон от 03.11.2016 г. № 1728-VIII действие первого закона ограничил рамками 2015-2016 годов, а действие второго закона приостановил.

ПРИВИВКИ И КАРАНТИН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА

1. Какие прививки являются обязательными?

Прививки (вакцинация, иммунизация) подразделяются на обязательные и рекомендованные. Ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" в качестве обязательных определены прививки от дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка и туберкулеза. Однако особым подзаконным нормативным актом, – Календарем профилактических прививок в Украине, в качестве обязательных определены также прививки от гепатита В, гемофильной инфекции, краснухи и паратита (свинки).

Эти виды прививок обязательны для всех групп населения в соответствии с возрастом и периодичностью, которые определены в Календаре прививок. Кроме этого предусмотрены также прививки, обязательные для отдельных групп населения. Например, прививка от гепатита А для лиц с хроническим поражением печени. Лица определенных профессий также могут подлежать обязательной вакцинации.

Все другие прививки относятся к рекомендованным (от гриппа, ротавирусной инфекции и т.п.). Причем, в разряд рекомендованных попадают и некоторые обязательные прививки в тех случаях, когда их проведение уже не предусмотрено Календарем прививок. В частности, от коклюша, краснухи и кори взрослых прививать не обязательно, но рекомендовано. 

2. Можно ли отказаться от прививок?

Хотя законодатель определяет некоторые прививки в качестве обязательных, тем не менее, в ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" четко предусмотрено, что совершеннолетним дееспособным гражданам профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации о прививках, последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнениях. Лицам, не достигшим пятнадцатилетнего возраста профилактические прививки проводятся с согласия их объективно информированных родителей или других законных представителей. Лицам в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации и по согласию объективно информированных родителей или других законных представителей этих лиц. Об этом же говорит и в ст. 284 Гражданского кодекса.

Если лицо и (или) его законные представители отказываются от обязательных профилактических прививок, врач имеет право взять у них соответствующее письменное подтверждение, а в случае отказа дать такое подтверждение - засвидетельствовать это актом в присутствии свидетелей.

Что касается врачей, то для обеспечения своевременного проведения профилактических прививок они вправе лишь в устной или письменной форме приглашать лиц, подлежащих прививке, для ее проведения, но не вынуждать таких лиц к проведению прививок.

3. Когда нельзя проводить даже обязательные прививки?

Даже прививки, определенные как обязательные, не проводятся, если к этому есть медицинские противопоказания, определенные как приказом Минздрава, так и инструкциями к самим вакцинам. В любом случае медицинский осмотр перед прививкой является обязательным. Причем, он включает в себя не только осмотр, но и в случае необходимости клиническое обследование органов и систем организма, а также – оформление медицинского заключения врача по результатам обязательного медицинского осмотра (непосредственно в день прививки) о состоянии здоровья ребенка, подлежащего прививке. (п. 9 Положение об организации и проведении профилактических прививок и туберкулинодиагностики). Медицинские осмотры детей перед прививкой проводятся в присутствии родителей, а в случае проведения прививок в дошкольных учреждениях или учебных заведениях медицинские осмотры проводятся в присутствии соответствующего медицинского работника. 

4. Последствия отказа от прививок.

4.1. В соответствии со ст. 15 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" прием детей в воспитательные, учебные, оздоровительные и другие детские учреждения проводится при наличии соответствующей справки учреждения здравоохранения, в котором ребенок находится под контролем.

Справка выдается:

1) на основании данных медицинского осмотра ребенка, если отсутствуют медицинские противопоказания для его пребывания в этом заведении, а также

2) если ребенку проведены профилактические прививки согласно календарю прививок и он не находился в контакте с больными инфекционными болезнями или бактерионосителями.

Детям, не получившим профилактических прививок согласно календарю прививок, посещение детских учреждений не разрешается.

К сожалению, устанавливая такое суровое ограничение прав и свобод граждан, законодатель не разъяснил, что именно включается в объем понятия "детское учреждение". В самом широком смысле это любые учреждения, в которых дети находятся постоянно или в течение определенного времени и в которых осуществляется надзор за детьми, воспитание и обучение их, а в отдельных случаях и лечения и полное содержание.

Из этого категоричного запрета предусмотрено два исключения:

1) В случае, если профилактические прививки детям проведены с нарушением установленных сроков в связи с медицинскими противопоказаниями, при благополучной эпидемической ситуации по решению консилиума соответствующих врачей они могут быть приняты в соответствующее детское учреждение и посещать его.

2) Примерным положением о подготовке детей на педиатрическом участке к посещению дошкольного и школьного общеобразовательного учебного заведения предусмотрено, что вопрос посещения общеобразовательного учебного заведения детьми, не получившими профилактических прививок согласно календарю прививок, решается индивидуально по решению врачебно-консультативной комиссии с привлечением эпидемиолога территориальной санэпидстанции.

В своем письме от 25.05.2011 г. № 1/9-389 МОН разъяснило, что вопрос о посещении дошкольного учебного заведения детьми, родители которых отказываются от прививок, решается врачебно-консультативной комиссией. Поэтому отказ руководителя дошкольного учебного заведения в принятии ребенка в учреждение без соответствующих профилактических прививок противоречат действующему законодательству Украины. При наличии соответствующих медицинских справок установленного образца с заключением врача, в котором указано, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение, руководитель учреждения обязан принять ребенка в заведение.

4.2. Кроме того, работники отдельных профессий, производств и организаций подлежат обязательным профилактическим прививкам против некоторых инфекционных болезней. В случае отказа таких работников от обязательных профилактических они отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, устанавливается МОЗ.

Ст. 7 ЗУ "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" еще больше расширяет указанное ограничение. В ней предусмотрено, что любые предприятия, учреждения и организации обязаны отстранять по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы, учебы, посещения дошкольных учреждений лиц, уклоняющихся от прививки против инфекций, перечень которых устанавливается законодательством (т. е. Календарем прививок).

4.3. Предусмотрено также, что выезд граждан Украины в государства, пребывание в которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, имеющих международное значение, разрешается после проведения таким гражданам необходимых профилактических прививок (ст. 28 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней", п. 15 Правил санитарной охраны территории Украины).

Других правовых последствий для детей и взрослых за отказ от прививок законодательством не предусмотрено. К слову, в некоторых странах родителей штрафуют за отказ от иммунизации своих детей.

5. Обязательность прививок и права человека

Хотя иммунологи продолжают спорить об эффективности прививок, безопасности тех или иных вакцин и адекватности всеобщей иммунизации, украинское законодательство признало выполнение требований Календаря прививок обязанностью граждан Украины. Отказ в приеме непривитых детей в детские учреждения не считается нарушением права на образование. В обоснование этой позиции суды обычно ссылаются на то, что существуют и другие формы образования, например, – домашнее обучение. Таким образом, создана правовая конструкция, при которой гражданина невозможно насильно иммунизировать, но его необходимо в таком случае изолировать от учебного или рабочего коллектива. В такой конструкции трудно обнаружить общий замысел законодателя. Ведь если непривитое лицо изолируют ради общего блага привитых лиц, то непонятно, каким образом непривитое лицо может создавать опасность для уже привитых? Если же непривитое лицо изолируют ради его же собственного блага, то это упирается в другую проблему – право лица по своему усмотрению распорядится своей жизнью и здоровьем.

В результате складывается парадоксальная ситуация. Так, например, в соответствии с программой инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями, в частности, – с ВИЧ, могут обучаться рядом со здоровыми ровесниками, поскольку риски в этом случае "минимальны", а вот непривитые дети – нет.

В целом, суды становятся на сторону учреждений образования, отказавшихся принять непривитых детей, но зато идут на встречу истцам, требующим обязать медицинские учреждения рассмотреть врачебно-консультативной комиссии возможность допуска непривитых детей к посещению детских учреждений. Вот примеры таких решений:

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70412639

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70893737

http://reyestr.court.gov.ua/Review/28484389

http://reyestr.court.gov.ua/Review/24369472

Таким образом, в данный момент в Украине нет надежного и бесспорного правового механизма защиты права непривитых детей на образование в форме посещения детских образовательных учреждений.

Европейский Суд по правам человека очень осторожно сформулировал свою позицию по этой проблеме: "К  вопросу  о  профилактической  медицине,  не  существует  авторитетного  источника , который  возлагал бы   на  Договаривающееся государство какое - либо  обязательство,  по статье  8,  на  про ведение  определенной  политики  в  данной  сфере… Не  исключая  возможности  возникновения  позитивного   обязательства  по ликвидации   или   предотвращения  распространения  определенной  болезни  или  инфекции,  Европейский  Суд  не  считает ,  что  любая  потенциальная  угроза  здоровью,  не  удовлетворяющая требованиям статей 2 или 3, в обязательном порядке накладывает обязательство  на   Государство    по   принятию определенных профилактических мер. Вопросы  политики  в  области  здравоохранения,  в  частности,  в  отношении  общих  профилактических  мер,  находятся  в  пределах  свободы  усмотрения национальных государственных  органов,  которые  находятся  в  наилучше м положении  для  того,  чтобы  проводить оценку приоритетов,  использования  ресурсов и  социальных  нужд…" (Проблемы биоэтики в свете судебной практики Европейского Суда по правам  человека).

6. Что такое карантин?

Под карантином в строгом смысле слова понимается комплекс административных и медико-санитарных мер, применяемых для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней (чума, холера, желтая горячка). Поскольку речь идет только об особо опасных инфекционных болезнях, карантин может вводиться только распоряжением Кабинета Министров Украины.

В других же случаях речь идет об ограничительных противоэпидемических мероприятиях. Эти мероприятия устанавливаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по представлению соответствующего главного государственного санитарного врача в случае, когда в отдельном населенном пункте, в детском воспитательном, учебном или оздоровительном заведении возникла вспышка инфекционной болезни или неблагополучная эпидемическая ситуация, угрожающая распространением инфекционных болезней.

Ограничениям в этом случае подлежат те виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут способствовать распространению инфекционных болезней.

Основанием применения таких мер может служить не только эпидемия, но и любая другая неблагополучная эпидемическая ситуация, т.е. такая ситуация, при которой уровень заболевания людей инфекционными болезнями превышает средние многолетние показатели или если регистрируются вспышки инфекционных болезней. Разумеется, такие официальные данные могут быть в распоряжении только государственного санитарного врача. Поэтому введение таких мер без его представления не допускается.

К сожалению, закон не конкретизирует, как именно должны приниматься решения о введении ограничительных противоэпидемических мероприятий. Но если речь идет именно об эпидемиях, то местные (городские, областные) советы должны принимать такие решения исключительно на пленарных заседаниях советов. Т.е. эти вопросы выведены из компетенции исполнительных органов местных советов. Между тем, в Одессе сложилась практика введения таких мер распоряжением одесского городского головы или различных совещательных органов, вроде комиссии по техногенной безопасности.

От правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления следует отличать рекомендации этих органов по ограничению тех или иных видов хозяйственной деятельности. Выполнение этих рекомендаций зависит от усмотрения руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Ограничительные противоэпидемиологические мероприятия, связанные с ограничением хозяйственной деятельности, являются основаниями для освобождения от ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств, но только в том случае, если такие мероприятия введены в соответствии с законом. Вряд ли удастся получить справку о форс-мажоре, основываясь только на рекомендациях уполномоченных органов, а не на их правовых актах.

7. Уголовная ответственность должностных лиц

Статьей 325 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний. Нарушение требований, установленных соответствующими правилами, нормами, нормативами и регламентами, может заключаться в неустранения от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний; непроведении в порядке, предусмотренном законодательством, профилактических прививок, медицинских осмотров, дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), других противоэпидемических мероприятий (медико-санитарных, ветеринарных, инженерно-технических, административных и т.п., которые осуществляются с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации их очагов, вспышек и эпидемий), а также карантинных мероприятий; несоблюдении особых условий и режимов труда, учебы, передвижения по территории Украины и т.п.

Уголовной ответственности по этой статье подлежат лица, в служебные, профессиональные или иные обязанности которых входит выполнение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними. К таким лицам относятся не только работники санитарно-эпидемиологической службы, других органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, но и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица - предприниматели и т.д.

По этой статье не несут ответственности родители, отказавшихся от иммунизации своих детей, равно как и взрослые, отказавшиеся от прививок в отношении себя лично, если только такая иммунизация не относится к их служебным (должностными) обязанностям.

8. Административная ответственность

Если нарушение санитарных норм не повлекло последствий, предусмотренных ст. 325 УК (т.е. если такие действия не повлекли или заведомо не могли повлечь распространение инфекционных заболеваний или массовых отравлений), то за их нарушение наступает административная ответственность по ст. 42 КУоАП.

Также самостоятельная ответственность по ст. 188-11 КУоАП предусмотрена за невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства.

Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением санитарных норм, рассматривают органы государственной санитарно-эпидемиологической службы.

 

1. Какие прививки являются обязательными?

Прививки (вакцинация, иммунизация) подразделяются на обязательные и рекомендованные. Ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" в качестве обязательных определены прививки от дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка и туберкулеза. Однако особым подзаконным нормативным актом, – Календарем профилактических прививок в Украине, в качестве обязательных определены также прививки от гепатита В, гемофильной инфекции, краснухи и паратита (свинки).

Эти виды прививок обязательны для всех групп населения в соответствии с возрастом и периодичностью, которые определены в Календаре прививок. Кроме этого предусмотрены также прививки, обязательные для отдельных групп населения. Например, прививка от гепатита А для лиц с хроническим поражением печени. Лица определенных профессий также могут подлежать обязательной вакцинации.

Все другие прививки относятся к рекомендованным (от гриппа, ротавирусной инфекции и т.п.). Причем, в разряд рекомендованных попадают и некоторые обязательные прививки в тех случаях, когда их проведение уже не предусмотрено Календарем прививок. В частности, от коклюша, краснухи и кори взрослых прививать не обязательно, но рекомендовано.

 

2. Можно ли отказаться от прививок?

Хотя законодатель определяет некоторые прививки в качестве обязательных, тем не менее, в ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" четко предусмотрено, что совершеннолетним дееспособным гражданам профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации о прививках, последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнениях. Лицам, не достигшим пятнадцатилетнего возраста профилактические прививки проводятся с согласия их объективно информированных родителей или других законных представителей. Лицам в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации и по согласию объективно информированных родителей или других законных представителей этих лиц. Об этом же говорит и в ст. 284 Гражданского кодекса.

Если лицо и (или) его законные представители отказываются от обязательных профилактических прививок, врач имеет право взять у них соответствующее письменное подтверждение, а в случае отказа дать такое подтверждение - засвидетельствовать это актом в присутствии свидетелей.

Что касается врачей, то для обеспечения своевременного проведения профилактических прививок они вправе лишь в устной или письменной форме приглашать лиц, подлежащих прививке, для ее проведения, но не вынуждать таких лиц к проведению прививок.

 

3. Когда нельзя проводить даже обязательные прививки?

Даже прививки, определенные как обязательные, не проводятся, если к этому есть медицинские противопоказания, определенные как приказом Минздрава, так и инструкциями к самим вакцинам. В любом случае медицинский осмотр перед прививкой является обязательным. Причем, он включает в себя не только осмотр, но и в случае необходимости клиническое обследование органов и систем организма, а также – оформление медицинского заключения врача по результатам обязательного медицинского осмотра (непосредственно в день прививки) о состоянии здоровья ребенка, подлежащего прививке. (п. 9 Положение об организации и проведении профилактических прививок и туберкулинодиагностики). Медицинские осмотры детей перед прививкой проводятся в присутствии родителей, а в случае проведения прививок в дошкольных учреждениях или учебных заведениях медицинские осмотры проводятся в присутствии соответствующего медицинского работника.

 

4. Последствия отказа от прививок.

4.1. В соответствии со ст. 15 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" прием детей в воспитательные, учебные, оздоровительные и другие детские учреждения проводится при наличии соответствующей справки учреждения здравоохранения, в котором ребенок находится под контролем.

Справка выдается:

1) на основании данных медицинского осмотра ребенка, если отсутствуют медицинские противопоказания для его пребывания в этом заведении, а также

2) если ребенку проведены профилактические прививки согласно календарю прививок и он не находился в контакте с больными инфекционными болезнями или бактерионосителями.

Детям, не получившим профилактических прививок согласно календарю прививок, посещение детских учреждений не разрешается.

К сожалению, устанавливая такое суровое ограничение прав и свобод граждан, законодатель не разъяснил, что именно включается в объем понятия "детское учреждение". В самом широком смысле это любые учреждения, в которых дети находятся постоянно или в течение определенного времени и в которых осуществляется надзор за детьми, воспитание и обучение их, а в отдельных случаях и лечения и полное содержание.

Из этого категоричного запрета предусмотрено два исключения:

1) В случае, если профилактические прививки детям проведены с нарушением установленных сроков в связи с медицинскими противопоказаниями, при благополучной эпидемической ситуации по решению консилиума соответствующих врачей они могут быть приняты в соответствующее детское учреждение и посещать его.

2) Примерным положением о подготовке детей на педиатрическом участке к посещению дошкольного и школьного общеобразовательного учебного заведения предусмотрено, что вопрос посещения общеобразовательного учебного заведения детьми, не получившими профилактических прививок согласно календарю прививок, решается индивидуально по решению врачебно-консультативной комиссии с привлечением эпидемиолога территориальной санэпидстанции.

В своем письме от 25.05.2011 г. № 1/9-389 МОН разъяснило, что вопрос о посещении дошкольного учебного заведения детьми, родители которых отказываются от прививок, решается врачебно-консультативной комиссией. Поэтому отказ руководителя дошкольного учебного заведения в принятии ребенка в учреждение без соответствующих профилактических прививок противоречат действующему законодательству Украины. При наличии соответствующих медицинских справок установленного образца с заключением врача, в котором указано, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение, руководитель учреждения обязан принять ребенка в заведение.

4.2. Кроме того, работники отдельных профессий, производств и организаций подлежат обязательным профилактическим прививкам против некоторых инфекционных болезней. В случае отказа таких работников от обязательных профилактических они отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, устанавливается МОЗ.

Ст. 7 ЗУ "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" еще больше расширяет указанное ограничение. В ней предусмотрено, что любые предприятия, учреждения и организации обязаны отстранять по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы, учебы, посещения дошкольных учреждений лиц, уклоняющихся от прививки против инфекций, перечень которых устанавливается законодательством (т. е. Календарем прививок).

4.3. Предусмотрено также, что выезд граждан Украины в государства, пребывание в которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, имеющих международное значение, разрешается после проведения таким гражданам необходимых профилактических прививок (ст. 28 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней", п. 15 Правил санитарной охраны территории Украины).

Других правовых последствий для детей и взрослых за отказ от прививок законодательством не предусмотрено. К слову, в некоторых странах родителей штрафуют за отказ от иммунизации своих детей.

 

5. Обязательность прививок и права человека

Хотя иммунологи продолжают спорить об эффективности прививок, безопасности тех или иных вакцин и адекватности всеобщей иммунизации, украинское законодательство признало выполнение требований Календаря прививок обязанностью граждан Украины. Отказ в приеме непривитых детей в детские учреждения не считается нарушением права на образование. В обоснование этой позиции суды обычно ссылаются на то, что существуют и другие формы образования, например, – домашнее обучение. Таким образом, создана правовая конструкция, при которой гражданина невозможно насильно иммунизировать, но его необходимо в таком случае изолировать от учебного или рабочего коллектива. В такой конструкции трудно обнаружить общий замысел законодателя. Ведь если непривитое лицо изолируют ради общего блага привитых лиц, то непонятно, каким образом непривитое лицо может создавать опасность для уже привитых? Если же непривитое лицо изолируют ради его же собственного блага, то это упирается в другую проблему – право лица по своему усмотрению распорядится своей жизнью и здоровьем.

В результате складывается парадоксальная ситуация. Так, например, в соответствии с программой инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями, в частности, – с ВИЧ, могут обучаться рядом со здоровыми ровесниками, поскольку риски в этом случае "минимальны", а вот непривитые дети – нет.

В целом, суды становятся на сторону учреждений образования, отказавшихся принять непривитых детей, но зато идут на встречу истцам, требующим обязать медицинские учреждения рассмотреть врачебно-консультативной комиссии возможность допуска непривитых детей к посещению детских учреждений. Вот примеры таких решений:

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70412639

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70893737

http://reyestr.court.gov.ua/Review/28484389

http://reyestr.court.gov.ua/Review/24369472

Таким образом, в данный момент в Украине нет надежного и бесспорного правового механизма защиты права непривитых детей на образование в форме посещения детских образовательных учреждений.

Европейский Суд по правам человека очень осторожно сформулировал свою позицию по этой проблеме: "К  вопросу  о  профилактической  медицине,  не  существует  авторитетного  источника , который  возлагал бы   на  Договаривающееся государство какое - либо  обязательство,  по статье  8,  на  про ведение  определенной  политики  в  данной  сфере… Не  исключая  возможности  возникновения  позитивного   обязательства  по ликвидации   или   предотвращения  распространения  определенной  болезни  или  инфекции,  Европейский  Суд  не  считает ,  что  любая  потенциальная  угроза  здоровью,  не  удовлетворяющая требованиям статей 2 или 3, в обязательном порядке накладывает обязательство  на   Государство    по   принятию определенных профилактических мер. Вопросы  политики  в  области  здравоохранения,  в  частности,  в  отношении  общих  профилактических  мер,  находятся  в  пределах  свободы  усмотрения национальных государственных  органов,  которые  находятся  в  наилучше м положении  для  того,  чтобы  проводить оценку приоритетов,  использования  ресурсов и  социальных  нужд…" (Проблемы биоэтики в свете судебной практики Европейского Суда по правам  человека).

 

6. Что такое карантин?

Под карантином в строгом смысле слова понимается комплекс административных и медико-санитарных мер, применяемых для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней (чума, холера, желтая горячка). Поскольку речь идет только об особо опасных инфекционных болезнях, карантин может вводиться только распоряжением Кабинета Министров Украины.

В других же случаях речь идет об ограничительных противоэпидемических мероприятиях. Эти мероприятия устанавливаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по представлению соответствующего главного государственного санитарного врача в случае, когда в отдельном населенном пункте, в детском воспитательном, учебном или оздоровительном заведении возникла вспышка инфекционной болезни или неблагополучная эпидемическая ситуация, угрожающая распространением инфекционных болезней.

Ограничениям в этом случае подлежат те виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут способствовать распространению инфекционных болезней.

Основанием применения таких мер может служить не только эпидемия, но и любая другая неблагополучная эпидемическая ситуация, т.е. такая ситуация, при которой уровень заболевания людей инфекционными болезнями превышает средние многолетние показатели или если регистрируются вспышки инфекционных болезней. Разумеется, такие официальные данные могут быть в распоряжении только государственного санитарного врача. Поэтому введение таких мер без его представления не допускается.

К сожалению, закон не конкретизирует, как именно должны приниматься решения о введении ограничительных противоэпидемических мероприятий. Но если речь идет именно об эпидемиях, то местные (городские, областные) советы должны принимать такие решения исключительно на пленарных заседаниях советов. Т.е. эти вопросы выведены из компетенции исполнительных органов местных советов. Между тем, в Одессе сложилась практика введения таких мер распоряжением одесского городского головы или различных совещательных органов, вроде комиссии по техногенной безопасности.

От правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления следует отличать рекомендации этих органов по ограничению тех или иных видов хозяйственной деятельности. Выполнение этих рекомендаций зависит от усмотрения руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Ограничительные противоэпидемиологические мероприятия, связанные с ограничением хозяйственной деятельности, являются основаниями для освобождения от ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств, но только в том случае, если такие мероприятия введены в соответствии с законом. Вряд ли удастся получить справку о форс-мажоре, основываясь только на рекомендациях уполномоченных органов, а не на их правовых актах.

 

7. Уголовная ответственность должностных лиц

Статьей 325 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний. Нарушение требований, установленных соответствующими правилами, нормами, нормативами и регламентами, может заключаться в неустранения от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний; непроведении в порядке, предусмотренном законодательством, профилактических прививок, медицинских осмотров, дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), других противоэпидемических мероприятий (медико-санитарных, ветеринарных, инженерно-технических, административных и т.п., которые осуществляются с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации их очагов, вспышек и эпидемий), а также карантинных мероприятий; несоблюдении особых условий и режимов труда, учебы, передвижения по территории Украины и т.п.

Уголовной ответственности по этой статье подлежат лица, в служебные, профессиональные или иные обязанности которых входит выполнение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними. К таким лицам относятся не только работники санитарно-эпидемиологической службы, других органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, но и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица - предприниматели и т.д.

По этой статье не несут ответственности родители, отказавшихся от иммунизации своих детей, равно как и взрослые, отказавшиеся от прививок в отношении себя лично, если только такая иммунизация не относится к их служебным (должностными) обязанностям.

 

8. Административная ответственность

Если нарушение санитарных норм не повлекло последствий, предусмотренных ст. 325 УК (т.е. если такие действия не повлекли или заведомо не могли повлечь распространение инфекционных заболеваний или массовых отравлений), то за их нарушение наступает административная ответственность по ст. 42 КУоАП.

Также самостоятельная ответственность по ст. 188-11 КУоАП предусмотрена за невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства.

Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением санитарных норм, рассматривают органы государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Google+