ПРИВИВКИ И КАРАНТИН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА

1. Какие прививки являются обязательными?

Прививки (вакцинация, иммунизация) подразделяются на обязательные и рекомендованные. Ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" в качестве обязательных определены прививки от дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка и туберкулеза. Однако особым подзаконным нормативным актом, – Календарем профилактических прививок в Украине, в качестве обязательных определены также прививки от гепатита В, гемофильной инфекции, краснухи и паратита (свинки).

Эти виды прививок обязательны для всех групп населения в соответствии с возрастом и периодичностью, которые определены в Календаре прививок. Кроме этого предусмотрены также прививки, обязательные для отдельных групп населения. Например, прививка от гепатита А для лиц с хроническим поражением печени. Лица определенных профессий также могут подлежать обязательной вакцинации.

Все другие прививки относятся к рекомендованным (от гриппа, ротавирусной инфекции и т.п.). Причем, в разряд рекомендованных попадают и некоторые обязательные прививки в тех случаях, когда их проведение уже не предусмотрено Календарем прививок. В частности, от коклюша, краснухи и кори взрослых прививать не обязательно, но рекомендовано. 

2. Можно ли отказаться от прививок?

Хотя законодатель определяет некоторые прививки в качестве обязательных, тем не менее, в ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" четко предусмотрено, что совершеннолетним дееспособным гражданам профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации о прививках, последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнениях. Лицам, не достигшим пятнадцатилетнего возраста профилактические прививки проводятся с согласия их объективно информированных родителей или других законных представителей. Лицам в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации и по согласию объективно информированных родителей или других законных представителей этих лиц. Об этом же говорит и в ст. 284 Гражданского кодекса.

Если лицо и (или) его законные представители отказываются от обязательных профилактических прививок, врач имеет право взять у них соответствующее письменное подтверждение, а в случае отказа дать такое подтверждение - засвидетельствовать это актом в присутствии свидетелей.

Что касается врачей, то для обеспечения своевременного проведения профилактических прививок они вправе лишь в устной или письменной форме приглашать лиц, подлежащих прививке, для ее проведения, но не вынуждать таких лиц к проведению прививок.

3. Когда нельзя проводить даже обязательные прививки?

Даже прививки, определенные как обязательные, не проводятся, если к этому есть медицинские противопоказания, определенные как приказом Минздрава, так и инструкциями к самим вакцинам. В любом случае медицинский осмотр перед прививкой является обязательным. Причем, он включает в себя не только осмотр, но и в случае необходимости клиническое обследование органов и систем организма, а также – оформление медицинского заключения врача по результатам обязательного медицинского осмотра (непосредственно в день прививки) о состоянии здоровья ребенка, подлежащего прививке. (п. 9 Положение об организации и проведении профилактических прививок и туберкулинодиагностики). Медицинские осмотры детей перед прививкой проводятся в присутствии родителей, а в случае проведения прививок в дошкольных учреждениях или учебных заведениях медицинские осмотры проводятся в присутствии соответствующего медицинского работника. 

4. Последствия отказа от прививок.

4.1. В соответствии со ст. 15 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" прием детей в воспитательные, учебные, оздоровительные и другие детские учреждения проводится при наличии соответствующей справки учреждения здравоохранения, в котором ребенок находится под контролем.

Справка выдается:

1) на основании данных медицинского осмотра ребенка, если отсутствуют медицинские противопоказания для его пребывания в этом заведении, а также

2) если ребенку проведены профилактические прививки согласно календарю прививок и он не находился в контакте с больными инфекционными болезнями или бактерионосителями.

Детям, не получившим профилактических прививок согласно календарю прививок, посещение детских учреждений не разрешается.

К сожалению, устанавливая такое суровое ограничение прав и свобод граждан, законодатель не разъяснил, что именно включается в объем понятия "детское учреждение". В самом широком смысле это любые учреждения, в которых дети находятся постоянно или в течение определенного времени и в которых осуществляется надзор за детьми, воспитание и обучение их, а в отдельных случаях и лечения и полное содержание.

Из этого категоричного запрета предусмотрено два исключения:

1) В случае, если профилактические прививки детям проведены с нарушением установленных сроков в связи с медицинскими противопоказаниями, при благополучной эпидемической ситуации по решению консилиума соответствующих врачей они могут быть приняты в соответствующее детское учреждение и посещать его.

2) Примерным положением о подготовке детей на педиатрическом участке к посещению дошкольного и школьного общеобразовательного учебного заведения предусмотрено, что вопрос посещения общеобразовательного учебного заведения детьми, не получившими профилактических прививок согласно календарю прививок, решается индивидуально по решению врачебно-консультативной комиссии с привлечением эпидемиолога территориальной санэпидстанции.

В своем письме от 25.05.2011 г. № 1/9-389 МОН разъяснило, что вопрос о посещении дошкольного учебного заведения детьми, родители которых отказываются от прививок, решается врачебно-консультативной комиссией. Поэтому отказ руководителя дошкольного учебного заведения в принятии ребенка в учреждение без соответствующих профилактических прививок противоречат действующему законодательству Украины. При наличии соответствующих медицинских справок установленного образца с заключением врача, в котором указано, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение, руководитель учреждения обязан принять ребенка в заведение.

4.2. Кроме того, работники отдельных профессий, производств и организаций подлежат обязательным профилактическим прививкам против некоторых инфекционных болезней. В случае отказа таких работников от обязательных профилактических они отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, устанавливается МОЗ.

Ст. 7 ЗУ "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" еще больше расширяет указанное ограничение. В ней предусмотрено, что любые предприятия, учреждения и организации обязаны отстранять по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы, учебы, посещения дошкольных учреждений лиц, уклоняющихся от прививки против инфекций, перечень которых устанавливается законодательством (т. е. Календарем прививок).

4.3. Предусмотрено также, что выезд граждан Украины в государства, пребывание в которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, имеющих международное значение, разрешается после проведения таким гражданам необходимых профилактических прививок (ст. 28 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней", п. 15 Правил санитарной охраны территории Украины).

Других правовых последствий для детей и взрослых за отказ от прививок законодательством не предусмотрено. К слову, в некоторых странах родителей штрафуют за отказ от иммунизации своих детей.

5. Обязательность прививок и права человека

Хотя иммунологи продолжают спорить об эффективности прививок, безопасности тех или иных вакцин и адекватности всеобщей иммунизации, украинское законодательство признало выполнение требований Календаря прививок обязанностью граждан Украины. Отказ в приеме непривитых детей в детские учреждения не считается нарушением права на образование. В обоснование этой позиции суды обычно ссылаются на то, что существуют и другие формы образования, например, – домашнее обучение. Таким образом, создана правовая конструкция, при которой гражданина невозможно насильно иммунизировать, но его необходимо в таком случае изолировать от учебного или рабочего коллектива. В такой конструкции трудно обнаружить общий замысел законодателя. Ведь если непривитое лицо изолируют ради общего блага привитых лиц, то непонятно, каким образом непривитое лицо может создавать опасность для уже привитых? Если же непривитое лицо изолируют ради его же собственного блага, то это упирается в другую проблему – право лица по своему усмотрению распорядится своей жизнью и здоровьем.

В результате складывается парадоксальная ситуация. Так, например, в соответствии с программой инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями, в частности, – с ВИЧ, могут обучаться рядом со здоровыми ровесниками, поскольку риски в этом случае "минимальны", а вот непривитые дети – нет.

В целом, суды становятся на сторону учреждений образования, отказавшихся принять непривитых детей, но зато идут на встречу истцам, требующим обязать медицинские учреждения рассмотреть врачебно-консультативной комиссии возможность допуска непривитых детей к посещению детских учреждений. Вот примеры таких решений:

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70412639

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70893737

http://reyestr.court.gov.ua/Review/28484389

http://reyestr.court.gov.ua/Review/24369472

Таким образом, в данный момент в Украине нет надежного и бесспорного правового механизма защиты права непривитых детей на образование в форме посещения детских образовательных учреждений.

Европейский Суд по правам человека очень осторожно сформулировал свою позицию по этой проблеме: "К  вопросу  о  профилактической  медицине,  не  существует  авторитетного  источника , который  возлагал бы   на  Договаривающееся государство какое - либо  обязательство,  по статье  8,  на  про ведение  определенной  политики  в  данной  сфере… Не  исключая  возможности  возникновения  позитивного   обязательства  по ликвидации   или   предотвращения  распространения  определенной  болезни  или  инфекции,  Европейский  Суд  не  считает ,  что  любая  потенциальная  угроза  здоровью,  не  удовлетворяющая требованиям статей 2 или 3, в обязательном порядке накладывает обязательство  на   Государство    по   принятию определенных профилактических мер. Вопросы  политики  в  области  здравоохранения,  в  частности,  в  отношении  общих  профилактических  мер,  находятся  в  пределах  свободы  усмотрения национальных государственных  органов,  которые  находятся  в  наилучше м положении  для  того,  чтобы  проводить оценку приоритетов,  использования  ресурсов и  социальных  нужд…" (Проблемы биоэтики в свете судебной практики Европейского Суда по правам  человека).

6. Что такое карантин?

Под карантином в строгом смысле слова понимается комплекс административных и медико-санитарных мер, применяемых для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней (чума, холера, желтая горячка). Поскольку речь идет только об особо опасных инфекционных болезнях, карантин может вводиться только распоряжением Кабинета Министров Украины.

В других же случаях речь идет об ограничительных противоэпидемических мероприятиях. Эти мероприятия устанавливаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по представлению соответствующего главного государственного санитарного врача в случае, когда в отдельном населенном пункте, в детском воспитательном, учебном или оздоровительном заведении возникла вспышка инфекционной болезни или неблагополучная эпидемическая ситуация, угрожающая распространением инфекционных болезней.

Ограничениям в этом случае подлежат те виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут способствовать распространению инфекционных болезней.

Основанием применения таких мер может служить не только эпидемия, но и любая другая неблагополучная эпидемическая ситуация, т.е. такая ситуация, при которой уровень заболевания людей инфекционными болезнями превышает средние многолетние показатели или если регистрируются вспышки инфекционных болезней. Разумеется, такие официальные данные могут быть в распоряжении только государственного санитарного врача. Поэтому введение таких мер без его представления не допускается.

К сожалению, закон не конкретизирует, как именно должны приниматься решения о введении ограничительных противоэпидемических мероприятий. Но если речь идет именно об эпидемиях, то местные (городские, областные) советы должны принимать такие решения исключительно на пленарных заседаниях советов. Т.е. эти вопросы выведены из компетенции исполнительных органов местных советов. Между тем, в Одессе сложилась практика введения таких мер распоряжением одесского городского головы или различных совещательных органов, вроде комиссии по техногенной безопасности.

От правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления следует отличать рекомендации этих органов по ограничению тех или иных видов хозяйственной деятельности. Выполнение этих рекомендаций зависит от усмотрения руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Ограничительные противоэпидемиологические мероприятия, связанные с ограничением хозяйственной деятельности, являются основаниями для освобождения от ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств, но только в том случае, если такие мероприятия введены в соответствии с законом. Вряд ли удастся получить справку о форс-мажоре, основываясь только на рекомендациях уполномоченных органов, а не на их правовых актах.

7. Уголовная ответственность должностных лиц

Статьей 325 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний. Нарушение требований, установленных соответствующими правилами, нормами, нормативами и регламентами, может заключаться в неустранения от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний; непроведении в порядке, предусмотренном законодательством, профилактических прививок, медицинских осмотров, дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), других противоэпидемических мероприятий (медико-санитарных, ветеринарных, инженерно-технических, административных и т.п., которые осуществляются с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации их очагов, вспышек и эпидемий), а также карантинных мероприятий; несоблюдении особых условий и режимов труда, учебы, передвижения по территории Украины и т.п.

Уголовной ответственности по этой статье подлежат лица, в служебные, профессиональные или иные обязанности которых входит выполнение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними. К таким лицам относятся не только работники санитарно-эпидемиологической службы, других органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, но и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица - предприниматели и т.д.

По этой статье не несут ответственности родители, отказавшихся от иммунизации своих детей, равно как и взрослые, отказавшиеся от прививок в отношении себя лично, если только такая иммунизация не относится к их служебным (должностными) обязанностям.

8. Административная ответственность

Если нарушение санитарных норм не повлекло последствий, предусмотренных ст. 325 УК (т.е. если такие действия не повлекли или заведомо не могли повлечь распространение инфекционных заболеваний или массовых отравлений), то за их нарушение наступает административная ответственность по ст. 42 КУоАП.

Также самостоятельная ответственность по ст. 188-11 КУоАП предусмотрена за невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства.

Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением санитарных норм, рассматривают органы государственной санитарно-эпидемиологической службы.

 

1. Какие прививки являются обязательными?

Прививки (вакцинация, иммунизация) подразделяются на обязательные и рекомендованные. Ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" в качестве обязательных определены прививки от дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка и туберкулеза. Однако особым подзаконным нормативным актом, – Календарем профилактических прививок в Украине, в качестве обязательных определены также прививки от гепатита В, гемофильной инфекции, краснухи и паратита (свинки).

Эти виды прививок обязательны для всех групп населения в соответствии с возрастом и периодичностью, которые определены в Календаре прививок. Кроме этого предусмотрены также прививки, обязательные для отдельных групп населения. Например, прививка от гепатита А для лиц с хроническим поражением печени. Лица определенных профессий также могут подлежать обязательной вакцинации.

Все другие прививки относятся к рекомендованным (от гриппа, ротавирусной инфекции и т.п.). Причем, в разряд рекомендованных попадают и некоторые обязательные прививки в тех случаях, когда их проведение уже не предусмотрено Календарем прививок. В частности, от коклюша, краснухи и кори взрослых прививать не обязательно, но рекомендовано.

 

2. Можно ли отказаться от прививок?

Хотя законодатель определяет некоторые прививки в качестве обязательных, тем не менее, в ст. 12 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" четко предусмотрено, что совершеннолетним дееспособным гражданам профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации о прививках, последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнениях. Лицам, не достигшим пятнадцатилетнего возраста профилактические прививки проводятся с согласия их объективно информированных родителей или других законных представителей. Лицам в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации и по согласию объективно информированных родителей или других законных представителей этих лиц. Об этом же говорит и в ст. 284 Гражданского кодекса.

Если лицо и (или) его законные представители отказываются от обязательных профилактических прививок, врач имеет право взять у них соответствующее письменное подтверждение, а в случае отказа дать такое подтверждение - засвидетельствовать это актом в присутствии свидетелей.

Что касается врачей, то для обеспечения своевременного проведения профилактических прививок они вправе лишь в устной или письменной форме приглашать лиц, подлежащих прививке, для ее проведения, но не вынуждать таких лиц к проведению прививок.

 

3. Когда нельзя проводить даже обязательные прививки?

Даже прививки, определенные как обязательные, не проводятся, если к этому есть медицинские противопоказания, определенные как приказом Минздрава, так и инструкциями к самим вакцинам. В любом случае медицинский осмотр перед прививкой является обязательным. Причем, он включает в себя не только осмотр, но и в случае необходимости клиническое обследование органов и систем организма, а также – оформление медицинского заключения врача по результатам обязательного медицинского осмотра (непосредственно в день прививки) о состоянии здоровья ребенка, подлежащего прививке. (п. 9 Положение об организации и проведении профилактических прививок и туберкулинодиагностики). Медицинские осмотры детей перед прививкой проводятся в присутствии родителей, а в случае проведения прививок в дошкольных учреждениях или учебных заведениях медицинские осмотры проводятся в присутствии соответствующего медицинского работника.

 

4. Последствия отказа от прививок.

4.1. В соответствии со ст. 15 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней" прием детей в воспитательные, учебные, оздоровительные и другие детские учреждения проводится при наличии соответствующей справки учреждения здравоохранения, в котором ребенок находится под контролем.

Справка выдается:

1) на основании данных медицинского осмотра ребенка, если отсутствуют медицинские противопоказания для его пребывания в этом заведении, а также

2) если ребенку проведены профилактические прививки согласно календарю прививок и он не находился в контакте с больными инфекционными болезнями или бактерионосителями.

Детям, не получившим профилактических прививок согласно календарю прививок, посещение детских учреждений не разрешается.

К сожалению, устанавливая такое суровое ограничение прав и свобод граждан, законодатель не разъяснил, что именно включается в объем понятия "детское учреждение". В самом широком смысле это любые учреждения, в которых дети находятся постоянно или в течение определенного времени и в которых осуществляется надзор за детьми, воспитание и обучение их, а в отдельных случаях и лечения и полное содержание.

Из этого категоричного запрета предусмотрено два исключения:

1) В случае, если профилактические прививки детям проведены с нарушением установленных сроков в связи с медицинскими противопоказаниями, при благополучной эпидемической ситуации по решению консилиума соответствующих врачей они могут быть приняты в соответствующее детское учреждение и посещать его.

2) Примерным положением о подготовке детей на педиатрическом участке к посещению дошкольного и школьного общеобразовательного учебного заведения предусмотрено, что вопрос посещения общеобразовательного учебного заведения детьми, не получившими профилактических прививок согласно календарю прививок, решается индивидуально по решению врачебно-консультативной комиссии с привлечением эпидемиолога территориальной санэпидстанции.

В своем письме от 25.05.2011 г. № 1/9-389 МОН разъяснило, что вопрос о посещении дошкольного учебного заведения детьми, родители которых отказываются от прививок, решается врачебно-консультативной комиссией. Поэтому отказ руководителя дошкольного учебного заведения в принятии ребенка в учреждение без соответствующих профилактических прививок противоречат действующему законодательству Украины. При наличии соответствующих медицинских справок установленного образца с заключением врача, в котором указано, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение, руководитель учреждения обязан принять ребенка в заведение.

4.2. Кроме того, работники отдельных профессий, производств и организаций подлежат обязательным профилактическим прививкам против некоторых инфекционных болезней. В случае отказа таких работников от обязательных профилактических они отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, устанавливается МОЗ.

Ст. 7 ЗУ "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" еще больше расширяет указанное ограничение. В ней предусмотрено, что любые предприятия, учреждения и организации обязаны отстранять по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы, учебы, посещения дошкольных учреждений лиц, уклоняющихся от прививки против инфекций, перечень которых устанавливается законодательством (т. е. Календарем прививок).

4.3. Предусмотрено также, что выезд граждан Украины в государства, пребывание в которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, имеющих международное значение, разрешается после проведения таким гражданам необходимых профилактических прививок (ст. 28 ЗУ "О защите населения от инфекционных болезней", п. 15 Правил санитарной охраны территории Украины).

Других правовых последствий для детей и взрослых за отказ от прививок законодательством не предусмотрено. К слову, в некоторых странах родителей штрафуют за отказ от иммунизации своих детей.

 

5. Обязательность прививок и права человека

Хотя иммунологи продолжают спорить об эффективности прививок, безопасности тех или иных вакцин и адекватности всеобщей иммунизации, украинское законодательство признало выполнение требований Календаря прививок обязанностью граждан Украины. Отказ в приеме непривитых детей в детские учреждения не считается нарушением права на образование. В обоснование этой позиции суды обычно ссылаются на то, что существуют и другие формы образования, например, – домашнее обучение. Таким образом, создана правовая конструкция, при которой гражданина невозможно насильно иммунизировать, но его необходимо в таком случае изолировать от учебного или рабочего коллектива. В такой конструкции трудно обнаружить общий замысел законодателя. Ведь если непривитое лицо изолируют ради общего блага привитых лиц, то непонятно, каким образом непривитое лицо может создавать опасность для уже привитых? Если же непривитое лицо изолируют ради его же собственного блага, то это упирается в другую проблему – право лица по своему усмотрению распорядится своей жизнью и здоровьем.

В результате складывается парадоксальная ситуация. Так, например, в соответствии с программой инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями, в частности, – с ВИЧ, могут обучаться рядом со здоровыми ровесниками, поскольку риски в этом случае "минимальны", а вот непривитые дети – нет.

В целом, суды становятся на сторону учреждений образования, отказавшихся принять непривитых детей, но зато идут на встречу истцам, требующим обязать медицинские учреждения рассмотреть врачебно-консультативной комиссии возможность допуска непривитых детей к посещению детских учреждений. Вот примеры таких решений:

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70412639

http://reyestr.court.gov.ua/Review/70893737

http://reyestr.court.gov.ua/Review/28484389

http://reyestr.court.gov.ua/Review/24369472

Таким образом, в данный момент в Украине нет надежного и бесспорного правового механизма защиты права непривитых детей на образование в форме посещения детских образовательных учреждений.

Европейский Суд по правам человека очень осторожно сформулировал свою позицию по этой проблеме: "К  вопросу  о  профилактической  медицине,  не  существует  авторитетного  источника , который  возлагал бы   на  Договаривающееся государство какое - либо  обязательство,  по статье  8,  на  про ведение  определенной  политики  в  данной  сфере… Не  исключая  возможности  возникновения  позитивного   обязательства  по ликвидации   или   предотвращения  распространения  определенной  болезни  или  инфекции,  Европейский  Суд  не  считает ,  что  любая  потенциальная  угроза  здоровью,  не  удовлетворяющая требованиям статей 2 или 3, в обязательном порядке накладывает обязательство  на   Государство    по   принятию определенных профилактических мер. Вопросы  политики  в  области  здравоохранения,  в  частности,  в  отношении  общих  профилактических  мер,  находятся  в  пределах  свободы  усмотрения национальных государственных  органов,  которые  находятся  в  наилучше м положении  для  того,  чтобы  проводить оценку приоритетов,  использования  ресурсов и  социальных  нужд…" (Проблемы биоэтики в свете судебной практики Европейского Суда по правам  человека).

 

6. Что такое карантин?

Под карантином в строгом смысле слова понимается комплекс административных и медико-санитарных мер, применяемых для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней (чума, холера, желтая горячка). Поскольку речь идет только об особо опасных инфекционных болезнях, карантин может вводиться только распоряжением Кабинета Министров Украины.

В других же случаях речь идет об ограничительных противоэпидемических мероприятиях. Эти мероприятия устанавливаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по представлению соответствующего главного государственного санитарного врача в случае, когда в отдельном населенном пункте, в детском воспитательном, учебном или оздоровительном заведении возникла вспышка инфекционной болезни или неблагополучная эпидемическая ситуация, угрожающая распространением инфекционных болезней.

Ограничениям в этом случае подлежат те виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут способствовать распространению инфекционных болезней.

Основанием применения таких мер может служить не только эпидемия, но и любая другая неблагополучная эпидемическая ситуация, т.е. такая ситуация, при которой уровень заболевания людей инфекционными болезнями превышает средние многолетние показатели или если регистрируются вспышки инфекционных болезней. Разумеется, такие официальные данные могут быть в распоряжении только государственного санитарного врача. Поэтому введение таких мер без его представления не допускается.

К сожалению, закон не конкретизирует, как именно должны приниматься решения о введении ограничительных противоэпидемических мероприятий. Но если речь идет именно об эпидемиях, то местные (городские, областные) советы должны принимать такие решения исключительно на пленарных заседаниях советов. Т.е. эти вопросы выведены из компетенции исполнительных органов местных советов. Между тем, в Одессе сложилась практика введения таких мер распоряжением одесского городского головы или различных совещательных органов, вроде комиссии по техногенной безопасности.

От правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления следует отличать рекомендации этих органов по ограничению тех или иных видов хозяйственной деятельности. Выполнение этих рекомендаций зависит от усмотрения руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Ограничительные противоэпидемиологические мероприятия, связанные с ограничением хозяйственной деятельности, являются основаниями для освобождения от ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств, но только в том случае, если такие мероприятия введены в соответствии с законом. Вряд ли удастся получить справку о форс-мажоре, основываясь только на рекомендациях уполномоченных органов, а не на их правовых актах.

 

7. Уголовная ответственность должностных лиц

Статьей 325 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний. Нарушение требований, установленных соответствующими правилами, нормами, нормативами и регламентами, может заключаться в неустранения от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний; непроведении в порядке, предусмотренном законодательством, профилактических прививок, медицинских осмотров, дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), других противоэпидемических мероприятий (медико-санитарных, ветеринарных, инженерно-технических, административных и т.п., которые осуществляются с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации их очагов, вспышек и эпидемий), а также карантинных мероприятий; несоблюдении особых условий и режимов труда, учебы, передвижения по территории Украины и т.п.

Уголовной ответственности по этой статье подлежат лица, в служебные, профессиональные или иные обязанности которых входит выполнение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними. К таким лицам относятся не только работники санитарно-эпидемиологической службы, других органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, но и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица - предприниматели и т.д.

По этой статье не несут ответственности родители, отказавшихся от иммунизации своих детей, равно как и взрослые, отказавшиеся от прививок в отношении себя лично, если только такая иммунизация не относится к их служебным (должностными) обязанностям.

 

8. Административная ответственность

Если нарушение санитарных норм не повлекло последствий, предусмотренных ст. 325 УК (т.е. если такие действия не повлекли или заведомо не могли повлечь распространение инфекционных заболеваний или массовых отравлений), то за их нарушение наступает административная ответственность по ст. 42 КУоАП.

Также самостоятельная ответственность по ст. 188-11 КУоАП предусмотрена за невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства.

Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением санитарных норм, рассматривают органы государственной санитарно-эпидемиологической службы.