Обзор новой редакции Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"

22.12.2011 г. принята новая редакция Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".

Проект новой редакции вышел из недр Минэкономики и по замыслу разработчиков направлен в основном на повышение рейтинга страны по индикатору "легкость прекращения бизнеса". Наверное поэтому концептуальных изменений в законе не предложено. Хотя, состав рабочей группы по подготовке проекта был довольно впечатляющим.

Основные новеллы:

Новая редакция будет введена в действие с 19 января 2013 г. Соответственно, весь 2012 г. будет действовать нынешняя редакция Закона. Проектом Закона предполагалось изъять из Хозяйственного кодекса Главу 23 о банкротстве. Но в принятый Закон эта новелла не попала и институт банкротства по-прежнему будет регулироваться как специальным Законом, так и ХК. Но при этом определено, что нормы Закона имеют приоритет перед нормами других законодательных актов по вопросам банкротства.

Революции не произошло и субъектами банкротства не станут физические лица, не являющиеся предпринимателями. Специально предусмотрено, что физические лица – предприниматели могут быть должниками (применительно к институту банкротства) только по обязательствам, возникшим у них вследствие осуществления предпринимательской деятельности.

Проектом Закона предполагалось сделать субъектами банкротства неприбыльные организации, что вызывало недоумение. В Закон эта идея не попала и субъектами банкротства по-прежнему остаются только субъекты предпринимательской деятельности.

Сохранились все процедуры банкротства: распоряжение имуществом, санация,  ликвидация и институт мирового соглашения. Но при этом предусматриваются три порядка производства по делу о банкротстве: общий (переход из распоряжения имуществом в одну из трех других процедур), специальный (с возможностью объединения распоряжения имуществом с санацией) и упрощенный порядок (переход к ликвидации без распоряжения имуществом и санации).

При этом досудебная санация превратилась в реально работающий инструмент, который наверняка станет неисчерпаемой темой для оптимизаторов. Со вступлением в силу Закона:

а) Можно ввести санацию должника до (а точнее – без) возбуждения производства по делу о банкротстве, но с согласия хозяйственного суда.

б) Для проведения такой санации достаточно согласия (соглашения) должника с кредиторами, объем требований которых превышает 50% кредиторской задолженности должника, но, в любом случае, при согласии всех обеспеченных (залогом) кредиторов. Возможность проведения досудебной санации может быть предусмотрена хозяйственными договорами.

в) Если предложенный план санации будет утвержден судом, это даст возможность ввести на срок до 12 мес. мораторий, который будет касаться всех тех кредиторов, требования которых возникли до утверждения плана санации, даже если такие кредиторы план санации не одобрили. Для несогласных кредиторов условия плана санации будут обязательны. А дело о банкротстве в течение срока моратория возбуждено быть не может.

г) Положение о порядке проведения санации до возбуждения производства по делу о банкротстве будет утверждаться ВХСУ. Это первый случай, когда орган судебной власти будет принимать нормативно-правовой акт. В последний раз это имело место, когда Госарбитраж СССР утверждал инструкции о порядке приемки товаров по количеству и качеству.

Уточнены стоки проведения процедур банкротства. С учетом того, что проектом Закона теперь четко определен срок процедуры распоряжения имуществом и в конечной редакции проекта не предусмотрена возможность продления срока ликвидации, общий порядок производства по делу о банкротстве не может превышать 3,5 лет:

Этап

Срок

Возможность продления

Вынесение определения о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве

5 дней

не предусмотрена

Проведение подготовительного заседания

14 дней

до 30 дней

Проведение предварительного заседания

2 мес. 10 дн.

до 3 мес.

Процедура распоряжения имуществом

115 дней

еще на 2 мес.

Процедура санации

6 мес.

еще на 12 мес.

Процедура ликвидации

12 мес.

не предусмотрена

ОБЩИЙ СРОК:

около 25 мес.

около 40 мес.

Порог несостоятельности остался тем же – 300 минимальных зарплат. При этом бесспорными определены те требования, которые подтверждены вступившими в силу судебными решениями при наличии соответствующих постановлений об открытии исполнительного производства.

Будет отменен принцип "Кто не успел, тот опоздал!". Точнее, он будет модифицирован и кредиторы, пропустившие срок предъявления претензий, смогут удовлетворить свои требования в последнюю – шестую очередь, разумеется, если останется какое-то имущество.

Арбитражный управляющий (АУ) для исполнения полномочий распорядителя имуществом будет определяться также как и судья – автоматизированной системой на основе данных реестра АУ. Санаторы и ликвидаторы будут определяться комитетом кредиторов или судом.

Действующей редакцией Закона предусмотрено, что "ліквідатор розпочинає продаж майна банкрута на відкритих торгах, якщо комітетом кредиторів не встановлено інший порядок продажу майна банкрута". Проектом Закона предполагалось (ст.ст. 35 и 40) обратное, а именно, что кредиторы не смогут миновать открытых торгов на аукционе. В итоге, принятый Закон все же допускает непосредственную продажу юридическому или физическому лицу имущества банкрота, но только такого, которое не удалось реализовать через механизм торгов.

Порядку проведения аукциона посвящен отдельный раздел Закона, предусматривающий, в том числе, и возможность проведения электронных торгов. Объявления о проведении аукциона должны будут размещаться сразу на нескольких сайтах. Если предметом аукциона будет недвижимое имущество, то право собственности на него будет оформляться нотариусом путем выдачи свидетельства о приобретении недвижимого имущества на аукционе.

Введен новый институт "замещения активов", значение которого еще предстоит оценить. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить продажу имущества должника не по частям, а как целостный имущественный комплекс, что призвано сохранить "работающий бизнес". Замещение активов возможно только в процедуре санации. Его суть состоит в том, что имущество должника выделяется в уставной капитал нового хозяйственного общества, а должник получает взамен выделенного имущества корпоративные права нового юридического лица. Затем эти корпоративные права именно в качестве имущества должника реализуются на аукционе. Если средств от продажи корпоративных прав недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то суд переходит к ликвидационной процедуре, а новое хозяйственное общество продолжает работу независимо от судьбы должника.

Действующим Законом "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" предусмотрен институт банкротства отсутствующего должника (ст. 52). Если имеются предусмотренные этой статьей признаки, свидетельствующее об отсутствии предпринимательской деятельности должника (например, неподача налоговой отчетности), суд признает его банкротом в упрощенном порядке. Новым Законом этот институт не предусмотрен. Авторы Закона руководствовались тем, что вреда от этого института было гораздо больше, чем пользы. Но, к сожалению, не вполне ясно, что делать с заявлениями кредиторов, поданными по ст. 52 вплоть до 18.01.2013 г. – новый Закон соответствующих переходных положений не содержит.

Другие новеллы:

Теперь на уровне Закона определено, что абсолютно все имущественные споры с участием должника переносятся в процедуру банкротства. В ней же рассматриваются требования текущих кредиторов. Однако, при этом, текущие кредиторы теперь не будут стороной по делу о банкротстве. Если по ныне действующей редакции Закона стороной по делу являются любые кредиторы, то по новой редакции стороной останутся только конкурсные кредиторы. Обеспеченные кредиторы переместятся в категорию участников по делу, а текущие… останутся неклассифицированными.  Кроме того, появилась особая категория лиц, которые могли бы быть отнесены к конкурсным кредиторам, но не успели своевременно заявить свои требования к должнику. В Законе просто указано, что они не относятся к конкурсным кредиторам без уточнения их процессуального статуса. Нечеткость классификации кредиторов актуальна с учетом того, что в тексте Закона очень часто употребляется термин "кредитор" без указания на то, о каком виде кредиторов идет речь. Это ставит вопрос об объеме прав и обязанностей текущих кредиторов, поскольку они не отнесены к участникам производства по делу.

Имеются и курьезы: в сентябре 2011 г. в действующую редакцию Закона внесли изменения и кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, включили в состав конкурсных кредиторов. Новый же Закон снова исключает этих кредиторов из категории конкурсных. Но суть от этого не меняется. Такие "обеспеченные" кредиторы вправе инициировать банкротство только в том случае, если стоимости залога недостаточно для полного удовлетворения их требований. Авторы Закона полагают, что обеспеченные кредиторы и так находятся в привилегированном положении и расширять их полномочия до объема полномочий конкурсных кредиторов нецелесообразно.

Сохранились подготовительное и предварительное заседания. Но теперь, приняв заявление, суд не будет сразу открывать производство по делу о банкротстве. Суд будет лишь выносить определение о принятии заявления, а решение об открытии производства будет приниматься на подготовительном заседании. В итоге, заявление может быть уже принято, а производства по делу еще нет. Соответственно, в этот промежуток времени могут появиться новые конкурсные кредиторы, что повлияет на баланс требований других кредиторов. В подготовительном заседании может быть назначена судебная экспертиза, что еще больше увеличит временной интервал перед началом производства по делу. Соответственно, до окончания подготовительного заседания и вынесения определения откладывается и введение моратория. Авторы Закона отмечают, что это сделано для обеспечения интересов, во-первых, должника, поскольку должно исключать возможность безосновательного открытия производства по делу и, во-вторых, - кредиторов поскольку должно оградить их от необоснованного введения моратория.

Сейчас открытие производства по банкротству – основание для обязательного приостановления исполнительного производства. Это положение сохранится и будет дополнено еще одним основанием для обязательного приостановления – утверждением плана санации в досудебной санации. Приостановленное исполнительное производство будет оканчиваться с момента официального опубликования сообщения о признании должника банкротом. При этом госисполнитель должен будет сам отослать исполнительный документ в суд, рассматривающий дело о банкротстве. Важно, что в случае окончания исполнительного производства в связи с признанием должника банкротом, исполнительный документ может быть повторно предъявлен к исполнению (правда в рамках общих сроков "жизни" исполнительного документа) в случае, после прекращения производства по делу о банкротстве соответствующие требования не считаются погашенными по правилам Закона.

Произойдет окончательный отказ от газетных объявлений, но только с 19 января 2014 г. Таким образом, еще три года предстоит публиковать соответствующие сведения в "Голосе Украины" и "Урядовом курьере". Любопытно, что ст. 14 Проекта Закона содержала положение о том, что "доступ до інформації про провадження у справах про банкрутство розміщеної на офіційній сторінці Вищого господарського суду України у мережі Інтернет, є вільним та безоплатним". В принятом Законе это положение исчезло. Еще более любопытно, что в новый Закон не попадут правки, внесенные в действующую редакцию совсем недавно – 22.09.2011 г., относительно необходимости опубликования текста определения о возбуждении дела о банкротстве, а также текста определения о признании должника банкротом в порядке ст. 51 действующего сейчас Закона, на официальном веб-сайте судебной власти Украины (http://court.gov.ua/). Это несомненный откат назад, поскольку текст определения суда гораздо информативнее теста соответствующего объявления. Остается только надеяться, что определения и постановления по делам о банкротстве останутся в реестре судебных решений и сохранится возможность проводить поиск по крайней мере по наименованию юридического лица.

Арбитражные управляющие перестают быть субъектами предпринимательства. Соответственно, лицензии заменят на свидетельства. Более того, арбитражным управляющим определят место в Налоговом кодексе среди самозанятых лиц (вместе с адвокатами и нотариусами). А это влечет существенное увеличение налоговой нагрузки. К примеру, до 01.01.2012 г. многие АУ находились на упрощенной системе налогообложения, поскольку многие местные советы предусмотрели это вид деятельности в перечне ставок единого налога. Кроме того, АУ обязаны будут осуществлять страхование профессиональных рисков на сумму не менее 300 МЗП. Политика страховых компаний в отношении такого предмета страхования пока не ясна. Выплата вознаграждения АУ должна будет осуществляться через депозитный счет нотариуса, что также повлияет на затратную часть бюджета АУ. Кстати, депозитные счета есть далеко не у всех нотариусов.

Оплата услуг АУ будет состоять из денежного вознаграждения и компенсации его затрат. Определены минимальные и максимальные ставки ежемесячного денежного вознаграждения:

Ставки

Распорядитель

имущества

Санатор

Ликвидатор

min

2 МЗП

2 среднемесячные ЗП руководителя должника

2 среднемесячные ЗП руководителя должника

max

5 МЗП

10 МЗП + 5% стоимости возвращенных должнику активов + 3% суммы удовлетворенных требований кредиторов

10 МЗП