Проект "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ г. ОДЕССЫ"

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРОМАДЫ г. ОДЕССЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Объекты интеллектуальной собственности – торговые марки, коммерческие наименования, объекты авторского права и т.п., входят в состав наиболее ценных нематериальных активов. К примеру, по мнению международных экспертов, стоимость бренда "Coca-Cola" составляет более 60% рыночной стоимости одноименной компании вместе со всеми ее материальными активами.

В качестве бренда выбираются обычно те обозначения, которые способны обратить на себя внимание, являются запоминающимися для потребителя, говорят о месте происхождения товара.

Одесса – уникальный город, богатый историческими и культурными событиями, памятниками архитектуры. С Одессой связаны многие знаменитые исторические личности, произведения искусства и науки. Благодаря этому многие обозначения, относящиеся к одесской тематике, удовлетворяют всем требованиям, обычно предъявляемым к бренду.

Доказательством этому служит то обстоятельство, что многие связанные с одесской тематикой обозначения уже зарегистрированы в качестве торговых марок для различных коммерческих структур. Вместе с тем, такие обозначения обязаны своему происхождению именно городу в целом. Поэтому вполне справедливо, чтобы эти обозначения принадлежали территориальной громаде города, а не отдельным коммерческим предприятиям.

Закрепление объектов интеллектуальной собственности за территориальной громаде города имеет ряд преимуществ:

1) Прежде всего, территориальная громада может выдавать лицензии заинтересованным лицам на использование таких обозначений. Роялти за выдачу лицензий на использование таких обозначений может сдать одной из доходных статьей городского бюджета. К примеру, в 2010 г. общая сумма сборов за использование городской символики составила порядка 1 млн. грн.

2) Территориальная громада может контролировать качество товаров и услуг, предлагаемых на рынке под указанными обозначениями. Это послужит инструментом контроля над репутацией города в экономической сфере. Кроме того, появится возможность запрещения использования в хозяйственном обороте тех обозначений, коммерциализация которых может быть признана недопустимой по тем или иным причинам.

3) Объекты интеллектуальной собственности громады, как и другие объекты коммунальной собственности, могут выступать предметом залога, иных гражданско-правовых сделок, что предоставит громаде дополнительные экономические рычаги.

2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В свое время в направлении коммерциализации объектов интеллектуальной собственности громады города делались следующие шаги:

1) Было принято решение Одесского городского совета №187-ХХІІІ от 14.09.99 г. "Об утверждении положения о порядке использования символики территориальной громады г. Одессы". Однако это положение было ориентировано, прежде всего, на выполнение фискальной функции. Статус объектов городской символики в качестве объектов интеллектуальной собственности раскрыт не был.

Далее, Решением Одесского горсовета от 15.10.2001 г. № 2725-XXІІІ было утверждено "Положение о сборе за право использования местной символики". Однако, со вступлением в силу Налогового кодекса Украины из перечня местных налогов и сборов сбор за право использования местной символики был исключен.

2) Распоряжением Одесского городского головы №299-01р от 27.03.2008 г. объявлен конкурс на лучшую туристическую символику города. Победителем конкурса 05.02.2009 г. была объявлена компания Bohush Communications, представившая логотип и лозунг туристической Одессы:

Вместе с тем, права интеллектуальной собственности на указанные логотипы и лозунги надлежащим образом оформлены не были. Этим воспользовалась одна из общественных организаций, зарегистрировавшая на себя следующее обозначение:

 

Тем самым был нанесен ущерб как территориальной громаде г. Одессы, так и правам победителя конкурса – компании Bohush Communications.

3) В проекте Устава г. Одессы понятие городской символики сведено исключительно к таким объектам как герб, флаг и штандарт городского головы, в то время как существовавший ранее перечень названий, имен, памяток, изображений памятников, изображений архитектурных сооружений, ансамблей и комплексов, относящихся к местной символике города Одессы, включал в себя названия и имена (Ланжерон, Молдаванка, Дюк де Ришельє и т.п.), изображения памятников (Дюку де Ришелье, А. С. Пушкину и т.п.), изображения архитектурных сооружений (Потемкинская лестница и др.).

Во всех случаях правовой режим одесской символики регулировался исключительно локальными нормативными актами. В результате объекты одесской символики полноценной правовой охраны на всей территории Украины в качестве коммерческих обозначений не получили.

С другой стороны, те объекты интеллектуальной собственности, владельцем которых все же стала территориальная громада, не поддерживаются надлежащим образом. Так, Исполком городского совета выступил сособственником торговой марки "Привет из Одессы" по свидетельству № 8217 на следующее обозначение:

Тем не менее, действие этого свидетельства было прекращено в связи с неуплатой очередного сбора и право собственности Исполкома городского совета на этот объект интеллектуальной собственности прекратилось. Этим не преминуло воспользоваться одно из коммерческих предприятий, зарегистрировав на себя по свидетельству № 116887 обозначение:

Таким образом, система охраны местной символики как объекта обложения местными налогами и сборами существовать перестала, а система охраны местной символики в качестве объектов интеллектуальной собственности до сих пор не создана.

3. ПУТИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРОМАДЫ Г. ОДЕССЫ

Чтобы реализовать потенциал территориальной громады г. Одессы в сфере интеллектуальной собственности, необходимо выполнить ряд этапов:

1) Сначала необходимо провести аудит обозначений, связанных с одесской тематикой. На этом этапе необходимо установить, какие из этих обозначений являются охраноспособными. Далее, в рамках патентного поиска необходимо установить, какие обозначения доступны для приобретения прав интеллектуальной собственности на них, а какие уже зарегистрированы за третьими лицами. На этом этапе можно оценить правомерность уже существующих регистраций.

2) Следующий этап предполагает регистрацию за территориальной громадой выбранных на первом этапе объектов интеллектуальной собственности и поддержание охранных документов на эти объекты в силе.

3) Далее предполагается организация системы выдачи заинтересованным лицам лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности территориальной громады г. Одессы.

4) Также необходимо будет наладить систему контроля за использованием этих объектов и пресечения нарушения прав на них.

4. ОБОЗНАЧЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОДЕССКОЙ ТЕМАТИКЕ

В качестве примера осуществления первого из названных выше этапов реализации потенциала территориальной громады г. Одессы в сфере интеллектуальной собственности уместно проанализировать некоторые потенциально охраноспособные обозначения, относящиеся к одесской тематике.

4.1. СЛОВЕСНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

4.1.1. "Одесса" – словесное обозначение, занимающее центральное место в системе городской символики. Оно может входить в состав и торговых марок, и коммерческих наименований, и промышленных образцов. Также оно выполняет функцию географического указания.

В настоящее время это обозначение очень активно используется в коммерческих целях:

Используется оно и в торговых марках. Например, в свидетельстве № 62949 на обозначение:

В свидетельстве № 63240 на обозначение:

В свидетельстве № 66543 на обозначение:

Примером использования обозначения "Одесса" способом, наносящим урон репутации города, является свидетельство № 72189 на обозначение:

4.1.2. "Дюк" – (лат.) герцог в романских языках. В Одессе это слово стало именем собственным, под которым традиционно подразумевается французский и российский государственный деятель Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье, а также памятник ему, установленный на Приморском бульваре.

Вот некоторые примеры использования этого обозначения в коммерческой деятельности:

Используется оно и в торговых марках. Например, действует свидетельство № 9273 на обозначение:

4.1.3. "Французский бульвар" – улица вдоль побережья, связавшая центр Одессы с районом Аркадии.

Примеры коммерческого использования этого обозначения:

Соответственно, действуют и некоторые свидетельства на знаки для товаров и услуг, например, на обозначение:

4.1.4. "Привоз" – крупный и старейший продовольственный рынок Одессы, ставший одной из достопримечательностей города. Это обозначение ассоциируется с услугами в сфере оптовой и розничной торговли.

В настоящее время действующим для однородных товаров и услуг является обозначение:

которое зарегистрировано с нарушением прав коммунального предприятия "Рынок "Привоз" на его коммерческое наименование. Кроме этого зарегистрировано еще свыше 20 торговых марок, включающих обозначение "Привоз" для услуг, однородных услугам, предоставляемым КП "Рынок "Привоз".

Помимо торговых марок известны и коммерческие наименования других предприятий, сфера деятельности которых однородна сфере деятельности КП "Рынок "Привоз". К примеру, это еженедельная газета частных объявлений «ПРИВОЗ», выпускаемая с 1995 года в г. Запорожье. Газета призвана оказывать информационные услуги при посредничестве в торговле.

 

4.1.5. "Аркадия" – курортный район, расположен в Приморском районе Одессы на берегу Чёрного моря и включающий одноимённый пляж.

Примеры коммерческого использования этого обозначения:

4.1.6. "Юморина" – обозначение, под которым ежегодно, начиная с 1973 г. (с некоторыми перерывами), в Одессе проводится фестиваль юмора и сатиры. По некоторым данным авторство обозначения "Юморина" принадлежит Олегу Сташкевичу – ныне литературный секретарь М. М. Жванецкого. Со временем обозначение "Юморина" подверглось "размытию" и обозначает не просто одно из культурно-развлекательных мероприятий, а традиционный праздник юмора и сатиры в Одессе, который является собирательным названием для различных развлекательных мероприятий независимо от того, кто их проводит.

Словесное обозначение "Юморина" входит в состав, например, торговой марки:

зарегистрированной, в том числе, и для культурных и спортивных мероприятий.

 

4.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

4.2.1. Изображение памятника герцогу де Ришелье.

Памятник расположен по адресу Приморский бульвар, 9. Заложен 30 июня 1827 г. по проекту скульптора И. П. Мартоса. Отлит в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент работы петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо. Квадратный пьедестал с карнизом отделан мастером П. Джерари. Памятник открыт 22 апреля 1828 г.

Изображение памятника активно используется в коммерческой деятельности:

4.2.2. Изображение Потемкинской лестницы.

Лестница Приморского бульвара, соединяющая центр Одессы с гаванью и Морским вокзалом. По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing e tv, Потемкинская лестница вошла под шестым номером в десятку самых красивых лестниц в Европе. Лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым.

Примеры его коммерческого использования изображения:

4.2.3. Изображение Воронцовского маяка.

Маяк расположен на оконечности Рейдового мола в Одесском порту маяк, являющийся передним маяком створа, ведущего на акваторию порта с моря. В нынешнем виде маяк был построен в 1954 г. и является произведением архитектуры, права на которое еще не перешли в общественное достояние.

Примеры его коммерческого использования:

4.2.4. Эмблема фестиваля юмора и сатиры "Юморина".

По непроверенным данным эмблему фестиваля "Юморина" – "морячка" предложил Аркадий Цыкун, которому, вероятно, и принадлежат авторские права на рисунок.

 

4.2.5. Герб (большой) города Одессы.

Утвержден Решением Одесского городского совета №707-VI от 29.04.2011 г. "Об утверждении изображения и описания герба города Одессы и  внесении изменений в официальную символику территориальной громады города Одессы".

 

4.2.6. Флаг города Одессы.

Утвержден Решением Одесского городского совета №707-VI от 29.04.2011 г. "Об утверждении изображения и описания герба города Одессы и  внесении изменений в официальную символику территориальной громады города Одессы".

Изображение флага Одессы является сходным до степени смешения с действующим ныне свидетельством № 62836  на изобразительное обозначение:

Это может привести к невозможности использования флага Одессы в качестве коммерческого обозначения для целого ряда товаров и услуг. Такие же аргументы касаются также свидетельства № 68538 на обозначение:

и свидетельства № 58180 на обозначение:

4.2.7. Изображение фасада Одесского национального академического театра оперы и балета (оперного театра).

Проект принадлежит архитекторам Фердинанду Фельнеру (Ferdinand Fellner) и Герману Гельмеру (Herman Helmer) и был закончен в 1882 году. Строительство завершено в 1887 г.

Известно множество примеров коммерческого использования изображения театра:

 

5. ВЫВОДЫ

  1. Система сборов за право использования городской символики (как фискальных платежей) утратила свою актуальность и заменить ее можно только системой взимания роялти за использование городской символики, получивших охрану  в качестве объектов права интеллектуальной собственности.
  2. В целях коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности территориальной громады должны быть выполнены патентно-юридические исследования и регистрационные процедуры, по результатам которых каждый из объектов городской символики должен получить тот объем правовой охраны, который соответствует его сути.
  3. Порядок использования коммерциализированных объектов права интеллектуальной собственности территориальной громады должен быть закреплен в соответствующих нормативных актах городского совета, а мониторинг их использования должен быть возложен на соответствующие исполнительные органы совета.
Google+