Стандарты патентно-юридического обслуживания предприятий

1. Комплексность

Сейчас на рынке предлагается два уровня патентно-юридического сервиса. Первый – это просто регистрация объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Общение с патентным поверенным прекращается сразу после получения охранного документа. Этот уровень сервиса справедливо не удовлетворят многие компании, поскольку ОИС необходимо не просто зарегистрировать, а заранее оценить его жизнеспособность еще на этапе подготовки к регистрации, а также сопровождать такой ОИС на протяжении всего его жизненного цикла. Необходимость комплексного обслуживания ОИС обусловлена тем, что:

  • сам факт регистрации ОИС не гарантирует его жизнеспособность, поскольку даже зарегистрированный ОИС может нарушать права третьих лиц;
  • принадлежащие компании ОИС необходимо защищать не только от конкурентов, но также и от лиц, привлеченных на условиях найма или заказа к их созданию;
  • одни и те же дизайнерские либо технические решение могут быть оформлены в качестве разных ОИС, что повлечет различный объем правовой охраны;
  • после регистрации ОИС необходим постоянный мониторинг нарушения прав на него, в частности – патентные исследования продукции конкурентов, а также анализ вновь зарегистрированных ОИС.

2. Патентно-юридический аудит

Оптимальная защита может быть выбрана только на основании аудита всех дизайнерских и технических решений, которые используются в деятельности компании. При проведении аудита исходят из того, что:

  • С одной стороны, компании зачастую даже не подозревают, что используют в своей хозяйственной деятельности чужие ОИС, что может привести к непоправимым последствиям.
  • В то же время ОИС конкурентов могут быть недостаточно защищены и в ходе аудита можно определить сферу  и пределы использования объектов хозяйственной деятельности без нарушения прав третьих лиц.
  • С другой стороны, компании иногда используют в своей деятельности множество собственных дизайнерских и технических решений, которые остаются незащищенными.
  • Разные ОИС имеют разный срок охраны, окончание которого следует учитывать при планировании деятельности компании, а также предусматривать замену одного ОИС другим.
  • Во многих случаях, например, при выдаче лицензий, во франчайзинге или продаже бизнеса, ОИС должны быть учтены в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов, а также оценены.

3. Организация антиконтрафактных мероприятий

Получение охранных документов лишено смысла, если не предпринимаются активные меры против нарушителей прав на объекты интеллектуальной собственности. Такие меры включают в себя:

  • мониторинг различных регионов, который осуществляется на основе сети региональных представителей;
  • ведение соответствующей претензионной работы;
  • фиксация правонарушений, в том числе осуществляемых в сети Интернет;
  • реализация предупредительных мер как разновидности мер по обеспечению иска;
  • взаимодействие с органами МВД при организации контрольных закупок.

Подробнее об организации антиконтрафактных мероприятий