Сейчас на рынке предлагается два уровня патентно-юридического сервиса. Первый – это просто регистрация объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Общение с патентным поверенным прекращается сразу после получения охранного документа. Этот уровень сервиса справедливо не удовлетворят многие компании, поскольку ОИС необходимо не просто зарегистрировать, а заранее оценить его жизнеспособность еще на этапе подготовки к регистрации, а также сопровождать такой ОИС на протяжении всего его жизненного цикла. Необходимость комплексного обслуживания ОИС обусловлена тем, что:
сам факт регистрации ОИС не гарантирует его жизнеспособность, поскольку даже зарегистрированный ОИС может нарушать права третьих лиц;
принадлежащие компании ОИС необходимо защищать не только от конкурентов, но также и от лиц, привлеченных на условиях найма или заказа к их созданию;
одни и те же дизайнерские либо технические решение могут быть оформлены в качестве разных ОИС, что повлечет различный объем правовой охраны;
после регистрации ОИС необходим постоянный мониторинг нарушения прав на него, в частности – патентные исследования продукции конкурентов, а также анализ вновь зарегистрированных ОИС.
Услуги по регистрации торговой марки (знака для товаров и услуг) включают в себя:
Предварительную правовую экспертизу обозначения, задача которой - выбрать обозначение с наибольшим объемом правовой охраны;
Подбор классов Международной (Ниццкой) классификации товаров и услуг для регистрации знаков с учетом однородных товаров и услуг для определения границ правовой охраны, предоставляемой обозначению;
Подготовку и подачу заявки на знак для товаров и услуг;
Ведение переписки з Ведомством, получение Свидетельства на знак;
Подготовку возражений в случае получения уведомления о возможном отказе в регистрации знака;
Предоставление устных консультаций по вопросам правовой охраны знака;
Проведение предварительного патентного поиска на предмет установления возможного нарушения прав владельцев действующих охранных документов или других заявителей;
Ускорение регистрации знака до 5 – 6 мес.;
Ведение дел в Апелляционной палате Государственного департамента интеллектуальной собственности в связи с обжалованием отказа в предоставлении правовой охраны заявленному обозначению или по вопросам признания знака общеизвестным в Украине;
Подготовку и подачу международной заявки на регистрацию знака в зарубежных странах;
Ведение дел через иностранных патентных поверенных.
Регистрация торговых марок в Одессе не осуществляется. Заявка на регистрацию знака для товаров и услуг подается на имя Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, а фактически направляется в Укрпатент (г. Киев).
По стандартной процедуре выдача свидетельства на знак осуществляется через 1,5 – 2 года с момента подачи заявки.
Ускоренная регистрация знака может осуществляться по одному из следующих вариантов:
Ускорение осуществляется по истечении 6 мес. с момента подачи заявки. Это наиболее безопасный способ ускорения, поскольку позволяет выявить международные заявки с более ранним приоритетом, заявленные по правилам Мадридской системы в отношении Украины. Начиная процедуру ускорения по истечение этого периода свидетельство на знак можно получить уже через 8 мес. С момента подачи заявки.
Ускорение осуществляется сразу после подачи заявки. Положительное решение о регистрации знака может быть получено на протяжении 6-7 месяцев с момента подачи заявки, а само свидетельство о регистрации знака может быть выдано настолько быстро, насколько быстро осуществится публикация, но обычно – не позднее 1 – 1,5 мес. с момента принятия ведомством положительного решения.
Принимая решение об ускорении регистрации необходимо принять во внимание, что права, вытекающие из свидетельства на знак для товаров и услуг, действуют от даты подачи заявки.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Нужен ли предварительный поиск? Заявленному обозначению могут быть противопоставлены не только уже зарегистрированные знаки, но и обозначения, содержащиеся в ранее поданных, но еще не рассмотренных Ведомством заявках, в том числе международных, информация о которых не является общедоступной. Причем это обстоятельство выясняется только на стадии квалификационной экспертизы, то есть когда, во-первых, основные сборы уже оплачены и, во-вторых, прошло около года с момента подачи заявки. Предварительный поиск дает возможность непосредственно перед подачей заявки выявить конфликтующие обозначения, что ведет к экономии времени, средств, а также позволяет во многих случаях скорректировать заявляемое обозначение таким образом, чтобы оно не нарушало права третьих лиц.
Необходимо ли участие патентоведа на стадии разработки дизайна обозначения? Заявляемое обозначение должно удовлетворять не только эстетическим или маркетинговым критериям. Разные обозначения получают разный объем правовой охраны в зависимости от количества и характеристик входящих в их состав элементов. Обозначения со слишком узким объемом охраны легко обойти и наоборот - слишком общие или неоригинальные обозначения имеют больше шансов быть противопоставленными уже зарегистрированным или ранее поданным на регистрацию обозначениям либо могут не иметь различительной способности. Также нельзя забывать о том, что многие обозначения являются одновременно объектами авторского права, а иногда и промышленными образцами. Игнорирование прав третьих лиц на дизайн обозначений могут иметь плачевные последствия.
Что можно зарегистрировать в качестве ТМ? Торговой маркой может быть не только наименование компании. В качестве ТМ регистрируются фирменные наименования и логотипы, знаки обслуживания, рекламные слоганы. В тех случаях, когда товар помогает «продавать» его оригинальная упаковка (например, бутылка необычной формы), то и она может быть зарегистрирована в качестве объемного знака. Также в качестве ТМ могут быть зарегистрированы этикетки и другие элементы оформления продукции. Допускаются к регистрации и более специфические обозначения, например, звуковые и обонятельные.
Как долго «живет» торговая марка? Срок действия свидетельства составляет 10 лет, причем, не от даты его выдачи, а от даты подачи заявки. Вместе с тем, действие свидетельства можно продлевать неограниченно долго при условии своевременной уплаты соответствующих сборов. Свидетельство может быть признано судом досрочно прекратившим свое действие полностью или частично в случае, если знак не использовался на протяжении трех лет в отношении всех или части товаров и услуг, для которых он был зарегистрирован. По этой причине в большинстве случаев нет смысла регистрировать обозначение для тех товаров и услуг, которые будущий владелец знака не планирует выпускать или оказывать. Есть и другие основания досрочного прекращения действия свидетельства.
Можно ли получить доменное имя без свидетельства о регистрации торговой марки? В национальном сегменте Internet наличие свидетельства о регистрации ТМ обязательно только для делегирования доменного имени в домене первого уровня «.UA». В отношении доменов низшего уровня такое требование отсутствует.
Вести дела, связанные с регистрацией и защитой объектов права интеллектуальной собственности, необходимо через специалистов именно в этой сфере. Правда, потребителю патентно-юридических услуг не всегда легко разораться в том, как выбрать такого специалиста.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что право интеллектуальной собственности (ИС) – это очень специфическая сфера. Она лежит на стыке юриспруденции и патентоведения. Причем во многих юридических вузах право интеллектуальной собственности до недавнего времени не преподавалась как самостоятельная дисциплина, а при подготовке специалистов по патентоведению юридические аспекты этой профессии отходят на второй план. Поэтому, как показывает практика, лучшие специалисты в этой сфере те, кто имеют как юридическое образование, так и специальное образование в сфере ИС.
Поэтому не так уж важно, выберите ли вы патентного поверенного, практикующего самостоятельно (их в Одессе около десяти), патентное бюро или юридическую фирму. Важно, чтобы тот специалист, который будет выполнять ваше поручение, соответствовал приведенным выше критериям.
Разумеется, есть и другие критерии. В частности, патентный поверенный никогда не пойдет на поводу у клиента и отнесется критично к объекту, подлежащему регистрации. Ведь дело не только в том, чтобы получить охранный документ, но и в том, чтобы объект имел в дальнейшем перспективы для защиты. Это хорошо видно на примере торговых марок. Зачастую клиент стремится зарегистрировать комбинированное обозначение, состоящее из нескольких довольно "сильных" элементов, каждый из которых может использоваться самостоятельно. Для таких обозначений проявляется закон обратного отношения между "содержанием" обозначения и объемом его правовой охраны. Поэтому такие элементы целесообразней регистрировать как самостоятельные торговые марки. В этом случае патентный поверенный отнюдь не стремится обеспечить себя дополнительной работой, а создает условия для эффективной правовой защиты в будущем.
З самого початку питання розміщення зовнішньої реклами відносилися до компетенції органів місцевого самоврядування. Але в березні 2008 р. до ЗУ "Про рекламу" були внесені масштабні зміни, до яких і досі не всі місцеві ради встигли звикнути.
Одна з головних новацій 2008 р. полягає у наступному. Вивіски чи таблички не вважається рекламою за умови, якщо на них розміщена така інформація:
Обычно разрешение на трудоустройство иностранцев или лиц без гражданства в Украине выдается только в том случае, если на рынке труда соответствующего региона нет граждан Украины, способных заместить соответствующие вакансии. Исключение из этого общего правила делается для тех лиц, которые являются субъектами авторского права (смежных прав) и при этом трудоустраиваются в Украине для осуществления таких прав.
Для подтверждения этих обстоятельств работодатель должен подать в службу занятости нотариальные копии документов, которые (а) идентифицируют сам объект авторского права или смежных прав и (б) подтверждают авторство.