Заявление российского драматурга Валентина Красногорова в связи с нарушением его авторских прав в Украине

Давай займемся…! Такое предложение появилось еще в 2011 г. на афишах одного из одесских театров, известного одесситам как "Дом мод Перуцкого", что на Канатной, 71. Искушенный зритель догадался, что речь идет о пьесе известного российского драматурга Валентина Красногорова "Давай займемся сексом!". Надо сказать, что "Театр Перуцкого" взял на себя довольно ответственную задачу. Ведь с 2002 г. эта пьеса идет в московском театре Романа Виктюка, что подняло планку ее исполнения на определенный уровень. Да и одесситам Валентин Красногоров знаком достаточно давно. Еще в 1982 г. режиссер Юрий Альшиц поставил в "Музкомедии" пьесу "Рыцарские страсти", которая продержалась в репертуаре театра несколько лет.

Насколько галерея Перуцкого справилась с художественной задачей – судить зрителям. Отзывы о постановке были самые разные, а мнение автора пьесы будет изложено ниже в его заявлении. Жаль только, что сам Валентин Красногоров узнал о постановке своей пьесы совершенно случайно и вовсе не от г-на Перуцкого. Видимо, Александр Перуцкий постеснялся отвлекать уважаемого автора такими пустяками. Кроме того, тогда бы возник неудобный вопрос о выплате авторского вознаграждения. Между прочим, входной билет стоил 50 грн. – почти как в настоящем театре! Учитывая количество спектаклей и вместимость зрительного зала (примерно 80 мест) можно оценить и масштаб неудобности этого вопроса для г-на Перуцкого.

Прочим, так уж у нас повелось, что заповедь "Не укради" не распространяется на интеллектуальную собственность.

Дальше события развивались уже в юридической плоскости. В "Театр Перуцкого" была направлена претензия, которая была удовлетворена лишь частично. Спектакли были прекращены, а вот от выплаты компенсации за нарушение авторских прав г-н Перуцкий отказался. Теперь это дело рассматривается Приморским районным судом г. Одессы. Кстати, из репертуара театра исчезла и анонсировавшаяся ранее постановка, созданная по мотивам пьесы М.Задорнова "Последняя попытка". Видимо, известный российский сатирик также не подозревал о творческих планах одесситов.

На этом все интересное могло бы и закончится. Процессуальные тонкости рассмотрения этого дела вряд ли заинтересовали бы кого-то кроме специалистов… Но вдруг г-н Перуцкий сам решил проинформировать широкую общественность об этом деле в одном из своих интервью на одесском телеканале "АТВ". Собственно, в этом интервью не было сказано ничего нового, ничего такого, что я не слышал раньше от г-на Перуцкого в судебном заседании. Оставим на совести г-на Перуцкого и высказывание о том, что "…каждый зарабатывает как может и где может. …и адвокат, одесский адвокат усмотрел возможность заработать на этом денег…". Меня поразило другое. Меня поразило, что все произошедшее было расценено не иначе, как успех!

Что ж, пожелаем г-ну Перуцкому дальнейших успехов! Ниже приводится заявление Валентина Красногорова в связи с произошедшими событиями:

 

"БЕЗУСЛОВНО СОБЛЮДАТЬ ЗАКОН!

В Интернете стали появляться материалы, относящиеся к судебному иску, предъявленному по моей просьбе к так называемому «Театру Перуцкого» в Одессе. Чтобы по этому поводу не возникало ни на чем не основанных измышлений, я хочу изложить факты.

Примерно с лета 2011 г. в театре Перуцкого в Одессе неким театром «Галатея» стал регулярно исполняться спектакль по моей пьесе «Давай займемся сексом!», рекламируемый театром. При этом:

  • пьеса поставлена без ведома и разрешения автора;
  • договор на публичное исполнение спектакля заключен не был;
  • текст пьесы претерпел грубые искажения;
  • фамилия автора переврана;
  • название пьесы изменено.

Каждое из этих действий является серьезным нарушением закона. Любого из них достаточно, чтобы опротестовать спектакль в судебном порядке и привлечь виновных к ответственности. И именно соблюдение закона, а не лирическое разглагольствование о любви к искусству, является единственным критерием правильности действий театра и порядочности его руководителей.

Возможно, что театр «Галатея» является всего-навсего любительским кружком (что не мешает театру Перуцкого регулярно взимать деньги за спектакли). Возможно, что этот театр беден. Однако бедность не может служить основанием и оправданием воровства.

Спор о пиратской постановке иногда пытаются изобразить так, будто жадный автор безжалостно предъявляет претензии к бескорыстным любителям театра, которые даже не получают денег за свой труд. Но действие законов об авторском праве распространяется на любительские театры точно в такой же мере, как и на профессиональные, независимо от того, платные они дают представления или бесплатные. К тому же, провести грань между любительским и коммерческим частным театром довольно трудно.

Не буду объяснять, что у автора может быть немало серьезных причин (отнюдь не финансового характера), по которым ему нежелательно исполнение его пьесы в том или ином любительском или профессиональном театре. Не буду говорить и об этике, вежливости по отношению к автору и пр. (качества, многими забытые, и поэтому напоминание о них вызовет лишь удивление и насмешку). Скажу только, что закон должен неукоснительно соблюдаться всегда.

Это были общие азбучные истины. Теперь конкретно о постановке в театре Перуцкого. Возмущенные друзья прислали мне видеозапись спектакля, и я был поражен пошлостью и примитивностью его исполнения, насилием над текстом пьесы и беззастенчивым игнорированием моих авторских прав. Такой спектакль наносит непоправимый ущерб моей репутации драматурга. Это и послужило причиной возбуждения иска. Должен заметить, что мои пьесы исполнялись БОЛЕЕ ЧЕМ В СТА ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕАТРАХ Украины и многих других стран, и в тех случаях, когда ко мне заранее обращались за разрешением, я НИ РАЗУ не потребовал вознаграждения ни с одного такого театра и не предъявлял никаких претензий. Чтобы далеко не ходить за примерами, только что, в мае этого года я разрешил безвозмездную постановку двух моих пьес «Театру на Чайной» в Одессе (театру, кстати, не любительскому).

И в заключение еще несколько слов о моих отношениях с театрами Украины. Я люблю эту прекрасную страну, и, кажется, украинский зритель с симпатией относится к моим пьесам. Они поставлены в профессиональных театрах Одессы, Симферополя, Киева, Чернигова Мариуполя, Днепропетровска, Львова, и со всеми этими театрами я поддерживаю нормальные творческие и юридические отношения. Однако нередки факты и противоположного свойства. К сожалению, Украина имеет печальную популярность как страна, пренебрегающая авторским правом. Вот некоторые примеры только за последние месяцы: учебный театр в Киеве публично исполняет мою пьесу «Комната невесты»; музыкально-драматический театр Кировограда, несмотря на запрет, играет мои пьесы и не отвечает на мои письма; «Театр-Образ» едет с моей пьесой на фестиваль «Боспорские агоны»; некое киевское агентство «Majestic» беззастенчиво предлагает корпоративам спектакли по моей пьесе. Никому из этих театров и групп не пришло в голову получить на это разрешение автора и поддерживать с ним необходимый контакт.

Всякому терпению приходит предел. Попустительство по отношению к нарушителям закона должно быть прекращено. Авторское право должно безусловно соблюдаться. Недопустимо, чтобы Украина – страна, известная своими культурными традициями, -имела в международном сообществе имидж государства, где царствуют беззаконие и пиратство в интеллектуальной сфере. Я уверен, что беспристрастное и справедливое решение суда послужит уроком для тех, кто этого еще не понимает.

Валентин Красногоров,

Председатель Гильдии драматургов Петербурга

СПб, 28 мая 2012 г."