Штраф в 320 тыс. грн за выплату зарплат в конверте?! ...Теперь давайте разберемся
Уже все знают об этой страшной сумме - 320 тыс. грн. Теперь, когда праздники закончились, а тексты нормативных актов опубликованы, давайте разберемся, что к чему.
Борьба с зарплатами в конвертах и неоформленными сотрудниками началась не вчера. Самым грозным за последние несколько лет стал закон от 28.12.2014 г. № 77-VIII. Именно этот закон:
► внес изменения в ст. 24 КЗоТ о том, что работник не может быть допущен к работе без предварительного уведомления налоговых органов и т.п.
► изложил в новой редакции ст. 265 КЗоТ, определяющую систему штрафов за различные нарушения трудового законодательства. Кстати, новый закон “про 320 тысяч” вносит некоторые изменения именно в эту статью.
► внес изменения в ст. 41 КоАП, определяющую административную ответственность должностных лиц предприятий и предпринимателей за “трудовые” нарушения.
► изложил в новой редакции ст. 172 УК, устанавливающую уголовную ответственность за грубое нарушение законодательства о труде.
Новый закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII “про 320 тысяч” ничего кардинально нового в эту систему не внес, лишь дополнив ее новыми видами штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ. Теперь эти штрафы выглядят следующим образом:
Правонарушение |
Санкция |
фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) |
30 МЗП* за 1 работника |
оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии |
30 МЗП за 1 работника |
выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов |
30 МЗП за 1 работника |
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц |
3 МЗП |
выплата заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, не в полном объеме |
3 МЗП |
несоблюдение минимальных государственных гарантий по оплате труда |
10 МЗП за 1 работника |
несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации” |
10 МЗП за 1 работника |
NEW: недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении |
3 МЗП |
NEW: недопущение к проведению проверки или препятствование ее проведению, если проверка проводится по вопросам:
|
100 МЗП |
NEW: нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных выше |
1 МЗП
|
____________________
*В 2017 г. 1 МЗП = 3 200.00 грн.
Таким образом, новый закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII устанавливает ответственность не за выплату зарплат в конверте, а за создание препятствий уполномоченным органам при проведении проверок.
Кстати, такими органами являются:
► Государственная инспекция Украины по вопросам труда;
► Органы доходов и сборов;
► А благодаря новому закону от 06.12.2016 г. № 1774-VIII к этим органам добавились и органы местного самоуправления - по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти. Осуществляя делегированные полномочия эти органы могут выступать с инициативой проведения проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения эти органы вправе проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.
При этом следует отметить, что ч. 4 ст. 265 КЗоТ не претерпела изменений. Приведенные выше штрафы могут налагаться исключительно Госинспекцией по вопросам труда. Причем, еще один новый закон “о моратории на проверки в 2017 г.” (от 03.11.2016 г. № 1728-VIII) не распространяет свое действие на Госинспекцию по труду и ее территориальные органы.
Теперь по поводу моратория. Ранее в Украине действовало целых два моратория на проведение проверок:
► по закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 №71-VIII;
► по закону «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 №4448-VI.
Однако теперь новый закон от 03.11.2016 г. № 1728-VIII действие первого закона ограничил рамками 2015-2016 годов, а действие второго закона приостановил.